Найти тему
Журнал Автограф

Тяга к очищению

Мы живем в удивительное время, когда часто сталкиваются две противоположные, но, казалось бы, верные точки зрения. Очень долго господствовала теория о необходимости очищения организма (от шлаков, токсинов или ороговевших слоев кожи), но теперь она споткнулась о ценность и необходимость сбережения микробиома. «Автограф» погрузился в глубины биологии, чтобы выяснить, как в реальной жизни примирить два противоречивых подхода к здоровью – сохранить все хорошее и избавиться от всего плохого.

Организм сетевой и индустриальный

Истоки теории накопления шлаков и токсинов следует искать в периоде развития индустриализма, когда всякий организм (социальный или биологический) рассматривался как фабрика, где есть сырье, производство, готовый продукт и отходы. Даже само слово «шлаки» имеет промышленное происхождение. Считалось, что вредные вещества, которые человек получает из пищи и окружающей среды, могут накапливаться и требуют не только естественной, но и специально организованной утилизации. Чтобы «заводик» каждого был в порядке, его чистят, шлифуют, опустошают на разный манер и в разных обстоятельствах – дома, в косметических центрах, СПА-салонах и клиниках. Робкие возражения о том, что организм человека неплохо сам справляется с этой задачей, наталкивались на разговоры о плохой экологии, которая влияет на все.

Большой вклад в распространение идеи очищения внесли популяризаторы ЗОЖ, внедрив в сознание людей чувство вины: мы слишком потакаем себе в сладком, соленом, копченом – во всем вкусном. И раз уж мы сами загрузили в организм «всякую гадость», то нам его и разгружать. Отчасти подобные упреки справедливы, но они верны лишь в том, что мы, действительно, ответственны за свой рацион питания, а вот со второй частью обвинения можно поспорить. Дело в том, что с приходом новых технологий меняются старые знания о здоровье и болезнях. За последние 20-30 лет, благодаря появлению молекулярно-генетических методов исследования, ученые расширили представления о человеке, частью которого является удивительный и густонаселенный мир микроорганизмов. Они живут в кишечнике, на поверхности кожи, во рту — везде! На место термина «микрофлора» пришло понятие «микробиом». Изменились знания не только о разнообразии и количестве микроорганизмов, но и взгляд на них: теперь это «жизненные партнеры» человека. Доказано, что мы крепко связаны друг с другом, образуя сеть из миллионов точек взаимодействия, общих интересов и функций. И избавляться от микробиома — значит, лишиться части самого себя.

-2

Жизненные партнеры

Микробиом каждого из нас уникален и содержит больше клеток и генов, чем собственно человеческий организм. Вес микробиома зависит от массы тела и составляет в среднем от 1,2 до 3,5 кг. Представьте, какая значительная часть нас – не мы! Более того, ученые Национального института здоровья США утверждают, что лишь 10% клеток, которые входят в состав нашего организма, являются человеческими. Остальные 90% принадлежат бактериям, населяющим различные биотопы человека. Около 20% того, что употребляет в пищу человек, идет на кормление микробов. Исследователи называют Homo sapiens «суперорганизмом», который состоит из множества других организмов. Вероятно, примерно то же самое можно сказать и про остальных млекопитающих, но антропоцентризм заставляет нас удивляться в первую очередь самим себе.

Существенное свойство микробиома — стремление к равновесию. При изменении питания, приеме лекарств или проникновении патогена происходит нарушение состава этого «биосообщества», но уже через несколько дней, недель или месяцев все восстанавливается. На разных участках организма (и при разной степени повреждения) эти сроки разнятся, поэтому следует внимательно относиться к рекомендациям о периодичности очищающих процедур, приема пищевых добавок, мочегонных средств и других препаратов.

Микробиом регулирует многие жизненно важные процессы организма и напрямую влияет на человека: чем более разнообразны, например, кишечные микроорганизмы, тем лучше здоровье, и оно ухудшается по мере снижения этого разнообразия. Уже доказано, что изменения флоры приводят к аллергии, аутоиммунным, сердечнососудистым, метаболическим и психиатрическим заболеваниям. Микробиота в норме участвует в разнообразных физиологических функциях организма: защитной, пищеварительной, антиканцерогенной, обменной и, конечно, детоксикационной. Неслучайно в информационном ЗОЖ-пространстве на смену разгрузке и очищению организма приходит загрузка и сбережение микробиоты.

-3

Поклонение микробиому

Как только люди получают новое знание, они стараются монетизировать его, быстро отрекаясь от старых привычек. Так появляются адепты пересадки микробиоты кишечника и соответствующие эйдж-услуги, средства для очистки становятся все мягче, а клизмы и пиллинги — все реже. Впечатлительные люди отказываются от мочалок и мыла, чтобы не тревожить свою биоту, а некоторые косметологи рекомендуют тратиться только на щадящее средство для умывания, так как все остальное для вашего омоложения сделает микробиом. Тут же появляются кремы для его восстановления на лице и теле.

Вероятно, совсем скоро массовой ЗОЖ-практикой может стать выращивание полезных бактерий. Отчасти это происходит уже сейчас: когда мы едим клетчатку в виде натуральных продуктов или в составе БАДов, мы не только заботимся о фигуре, но еще и подкармливаем микробиом своего кишечника. Известно, что пищевые волокна не перевариваются организмом человека, но они необходимы для наших «жизненных партнеров».

Кисломолочные продукты и продукты, богатые клетчаткой, – это то, что любят микроорганизмы, и что можно и нужно включать в рацион питания каждого человека. Однако следует быть осторожными в использовании модных сегодня пробиотиков, а особенно пребиотиков (веществ, стимулирующих рост и/или биологическую активность флоры кишечника). Необходимо помнить, что это всего лишь «удобрения», питательная среда, на которой могут вырасти абсолютно любые, в том числе и патогенные, микроорганизмы. И здесь мы выходим на общую рекомендацию и к старым и новым теориям: все воздействие на свой организм следует осуществлять только по итогам консультации с врачами. Не важно, клизма это или пробиотик, уничтожаете ли вы микробиом или стимулируете его к росту – на все это должна быть серьезная причина и назначение.

-4

Красота в равновесии

Здоровая кожа – основа красоты, постоянный объект нашей заботы, где большое значение имеет процесс очищения. Что нужно знать об этой части тела, чтобы не потревожить ее микробиом?

До недавнего времени считалось, что бактерии живут только на поверхности кожи и в естественных участках ее углубления. Однако недавние исследования показали, что бактерии есть и в более глубоких слоях, включая дерму и подкожный жировой слой. Поэтому, чем глубже чистка и шлифовка, тем тщательнее и дольше должно быть восстановление.

Доказано, что при уменьшении разнообразия состава микробиома происходит развитие ряда дерматологических заболеваний. Это значит, что выздоровление напрямую связано с возвращением многообразия. Проблемы кожи могут быть связаны и с увеличением числа патогенного биома (например, при угревой сыпи). Но в любом случае, речь идет о восстановлении равновесия.

Микробиом кожи взаимодействует с различными компонентами иммунной системы человека, распознает дружественные и враждебные микроорганизмы. Он также участвует в синтезе необходимых элементов. Давно известен тот факт, что на солнце в коже вырабатывается витамин D, однако мало кто знает, что значительную роль в этом играет микробиом. Чисто, до скрипа вымытая кожа не способна справится с этой задачей.

Микроистория

Изучение микробиоты началось еще в XVII веке. Антони Ван Левенгук описал то, что увидел (через созданный им же микроскоп) на слизистых человека. Чуть позже Кристиан Эренберг, автор термина Bacterium, и Роберт Кох, открыватель возбудителя туберкулеза, изучали различные виды бактерий, вызывающие болезни. Долгое время все ученые «гонялись» преимущественно за патогенами – такова была реальность. Слова «равновесие», «баланс», «восстановление» не свойственны науке и медицине прошлых веков.

В XIX – начале XX веков многое наблюдали и фиксировали, но полноценно изучать микробиоту стало возможно во второй половине прошлого столетия после открытия технологии секвенирования генов Фредериком Сенгером. После этого стало понятно, каково значение микроорганизмов в процессах жизнедеятельности человека. В начале XXI века многие страны запустили проекты по исследованию человеческого микробиома, и сегодня некоторые методы исследования носят не только научный, но и прикладной характер. Например, жители России могут определить уровень метаболитов микробиоты по образцу крови или слюны. А вот грамотно распорядиться результатами полученного исследования – еще одна актуальная задача, которая стоит перед научным и медицинским сообществом.

Текст: Евгения Мальцева, фото: Freepik.