Найти тему
Пограничный контроль

Из чего вырастает зло. Сериал «Лучше звоните Солу»

Как я уже писала, в свое время я совершенно не заинтересовалась культовым американским сериалом «Во все тяжкие» - из-за того, что совсем не люблю всю эту эстетику, связанную с торговлей запрещенными веществами. Его не менее знаменитый спин-офф «Лучше звоните Солу», посвященный предыстории одного из главных героев «Тяжких» адвоката Сола Гудмана, я начала смотреть только из-за своей любимой адвокатской темы, еще даже не подозревая о том, спин-оффом чего он является.

Со временем, когда сюжетная линия и эстетика «Во все тяжкие» все больше начала проникать и в этот сериал, их нельзя было не заметить – но оторваться от «Сола» я уже не могла и готова была простить все эти бандитские разборки и многоходовки, тем более, что они явно были необходимы там по сюжету.

«Лучше звоните Солу» - криминально-драматический сериал из шести сезонов, выходивших с 2015 по 2022 год – рассказывает о том, как бывший мошенник и начинающий адвокат Джимми Макгилл проходит свой долгий путь, чтобы стать юристом наркокартеля и защитником членов наркомафии, взявшим себе псевдоним Сол Гудман. Чаще всего этот сюжет описывают в стиле «как хороший человек становится на сторону зла», но это не совсем верно – даже в самом начале истории Джимми не был хорошим человеком, не гнушаясь обманом и всякими сомнительными трюками для достижения своих целей.

Тем не менее, в сериале очень ясно показано, из каких именно обид, унижений и в целом травм «вырастают корни» профессиональной нечистоплотности Джимми. А также очень четко проартикулировано, что эта самая нечистоплотность может вполне сочетаться с довольно привлекательными человеческими качествами. В самом деле, в Джимми, которого совершенно бесподобно играет Боб Оденкерк, нет ничего из того, что обычно принуждает людей стать на сторону зла. Он не жаден, не завистлив, не труслив, не глуп, не жесток, хорошо разбирается в людях и способен сочувствовать и жалеть всех тех, кто сам причиняет ему зло – довольно редкое качество даже среди хороших людей.

В чем же главная проблема и трагедия Джимми? В ловушке, куда довольно часто попадают очень умные и очень талантливые люди. Такие люди в один несчастный момент вдруг воображают себе, что могут победить зло, пользуясь его же нечистоплотными методами, то есть, начинают пытаться «перезлодеить злодея». И вместе с тем их ум и талант как бы искушают их подняться над моралью и этикой, полностью их заменяя – виртуозно дирижируя своими знаниями, они просто перестают замечать, как ими начинают пользоваться всяческие негодяи. Так и Джим-Сол, мастерски маневрируя законом и правом, видя в сложности юридических казусов, дел и преступлений лишь вызов для своего интеллекта, постепенно становится «адвокатом дьявола», помогая избежать наказания самым отъявленным и жестоким преступникам.

И по мере того, как Джим-Сол погружается в эту бездну зла, его таланты и мастерство потихоньку начинают его покидать. Мне очень нравится эпизод в одном из последних сезонов, где это явственно показано – если в начале Джим умел в считанные мгновения очаровывать всех без исключения пожилых леди, то в конце такая дама подозревает и сурово разоблачает его. Он не просто теряет талант – он теряет и человеческое обаяние, и искренность, и природное сочувствие к другим, то есть, по сути, все то, что составляло секрет его успеха.

И таким же совершенно пронзительным и горестным образом Джим теряет любовь, историю которой в этом сериале я считаю вообще одной из лучших из всех сериальных «лав стори». Такую любовь людям еще нужно поискать – тут есть и успешное профессиональное сотрудничество, и общее бесконечное чувство юмора, и взаимная поддержка, и нежность, и способность буквально быть вместе «и в горе, и в радости». Но даже такая идеальная любовь не выдерживает, когда в нее грубо и нагло вторгается зло – и вторгается только потому, что ты оказался слишком самоуверенным и самонадеянным.

Самонадеянность – вот, пожалуй, лучший эпитет для того, чтобы описать характер главного героя одним словом. И лучшее слово, которое можно подобрать и для других персонажей, которые в этом сериале как бы представляют вариации самого Джима – только родившегося и воспитанного в разных условиях и прошедшего разный жизненный путь. Это своего рода все градации и ступени зла, которые может пройти человек – чем старт его жизни был беспросветнее и суровее, тем более беспринципным и жестоким он станет.

Никто не становится злодеем просто так, и в этой мысли создателей сериала как будто заложен шанс на всеобъемлющее милосердие – но жертв всегда жальче, и даже тех, кто сам причинил другим немало зла. При этом у каждого злодея все-таки есть возможность хоть как-то искупить содеянное зло, что Джим в конечном итоге и делает, несмотря на то, что вполне мог бы этого возмездия избежать. Но он в результате выбирает быть хорошим и готов заплатить за это требуемую цену – и именно в этот самый момент он хорошим и становится.