Когда мы слышим про Вальхаллу, то в контексте кино сразу же вспоминается один из финальных эпизодов «Тринадцатого воина», когда, по сути, обреченные персонажи заклинают «чертоги для героев». Ассоциации вполне предсказуемые, хотя если более внимательно изучать особенности этой мифологической локации, то было бы уместнее припоминать категорически иные фильмы.
Какие же? – спросите вы. Отдельные из проявлений киберпанка, посвященные бегству от реальности в т.н. «дополненную реальность», в которой нередко случается бесконечная повторяемость событий (вспоминайте в качестве примера «Нирвану»).
Для начала отметим, что далеко не все героически погибшие люди попадали в Вальхаллу, часть из них оказывалась в иной «загробной местности», а именно, на солнечном лугу Фолькванг, что уже более походило на представления о рае.
В Вальхалле пребывали воины, скажем так, не совсем упокоенные, оттого постоянно пребывавшие в новом ежедневном сражении. В чертогах во время пирушки они затевали новое столкновение, после чего сражались до последнего выжившего, который тоже должен был погибнуть. Затем всё повторялось снова и снова.
Отчасти похоже на проклятие, ибо обладает чертами «Дня Сурка». Что важно, повторяемость событий была связана с иными не менее тиражируемыми происшествиями, например, поеданием мяса ежедневно оживающего вепря. Аналогичным образом пополняются запасы меда, который дает мифологическая коза.
Собственно даже это не столь важно, как, например, то, что Вальхалла не является «вековечной», то есть это не Абсолют загробной жизни. Её обитатели в «час Рагнарёк» должны выйти через 540 дверей чертога и…. в очередной раз погибнуть.
То есть обитателя Вальхаллы ожидало три вида гибели. 1. Традиционная, в земной битве. 2. Загробная, бесконечно повторяющаяся. 3. Финальная, вместе с крушением мира. В итоге мы видим, что это «обиталище героев» не выведено за рамки «мира сего», оно лишь его дополнение.
Это, с позволения, мифологический «Тетрис», в который вы играете снова и снова. И выиграть в эту игру нельзя, то есть нет какой-то итоговой миссии, которая даст вам подлинное «загробное бессмертие». Вы всё также продолжаете быть смертным, лишь на новом уровне.
По этой причине сюжет о пребывании в Вальхалле можно было бы сравнить именно с «дополненной реальностью» из киберпанка, некой затянувшейся игрой, в которую вы продолжаете играть даже после своей кончины, коя вовсе не последняя в длительной цепочке посмертных злоключений.
Даже гибель мира в «час Рагнарёк» не является итоговой - после этого наступает его новое рождение и очередное воскрешение и примирение большей части мифологических и эпических персонажей. «На колу мочало…» Бесконечная тиражируемость – это как раз отличительная черта киберпанка. Если я в итоге всё равно воскресну, то по большому счету ничем особо и не рискую – почти принцип компьютерной игры.