Найти тему

Из хроники репрессий: 1 июля

Оглавление

1938. Июль, 1

Арестован Михаил Федорович Малышев (1899), секретарь Томского горкома ВКП(б), активный участник репрессивной политики в Томске в 1937-1938.

В феврале 1938 проходило собрание городского партийного актива с обсуждением решений Январского Пленума ЦК ВКП(б), принявшего постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и мерах по устранению этих недостатков». При всей критике, выступавшие на собрании единодушно призывали к дальнейшей борьбе с «врагами народа».

Малышев был приговорен 17 августа 1939 по обвинению в членстве в право-троцкистской организации к ВМН, с заменой на 15 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Реабилитирован в январе 1954.

Из книги В.Н. Уйманова «Репрессии. Как это было»:

В Томске по делу право-троцкистского центра были привлечены к ответственности 145 человек, в большинстве своем руководители разного уровня. В числе арестованных были: И.Я. Внуков председатель Майнского райисполкома, Г.Д. Юрков председатель Шегарского райисполкома, Т.К. Заикин директор химзавода, Е.М. Зельцер управляющий стройтрестом, М.Ф. Малышев секретарь Томского ГК ВКП(б), П.В. Мамотов секретарь Тегульдетского РК ВКП(б), С.С. Никитин заведующий Асиновским райзо, Н.Л. Пилюшенко прокурор г.Томска, Б.П. Токин директор университета и многие другие.

Вынесение приговоров по каждому процессу находило поддержку и понимание у рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, тружеников села и представителей творческой и научной интеллигенции. Нормой жизни стало повсеместное проведение митингов, одобряющих действия сотрудников НКВД, сумевших выявить «язвы» на теле здорового организма и не допустивших полного его заражения. Вот пример резолюции одного из митингов: «Пусть знают враги народа, что меч пролетарского правосудия беспощадно будет карать всех тех, кто попытается посягнуть на нашу родину, кто думает отнять у нее радостную, счастливую жизнь. Мы еще теснее сплотимся вокруг коммунистической партии и нашего любимого вождя товарища Сталина. Выше поднимем революционную бдительность, до конца разоблачим и разгромим жалкие остатки врагов народа».

Или так: «Трудящиеся... выносят благодарность органам НКВД и заявляют, что они еще теснее сплотятся вокруг ВКП(б) и вождя народов т. Сталина, повысят революционную бдительность и будут помогать органам НКВД в выявлении и разоблачении врагов народа».

[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; В.Н. Уйманов. Репрессии. Как это было… (Западная Сибирь конце 20-х - начале 50-х годов). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. С. 155-156.]

-2

1939. Июль, 1

После досрочного освобождения из ИТЛ «за ударную работу» принят на службу в ТГПИ профессор Павел Федорович Ливин (1881-1970).

Сын почтово-телеграфного чиновника, губернского секретаря, родом из Полтавы, переселившегося на Дальний Восток. Мать, Агафья Васильевна, была внучкой сосланного в Сибирь польского повстанца. С 6-летнего возраста 10 лет жил в городе Дерпте с матерью и отчимом, немцем по происхождению. Среднее образование Ливин получил в Прибалтийском крае и в Петербурге, а в 1907 англо-китайское (или китайско-маньчжурское) отделение Восточного института во Владивостоке. Был оставлен при институте на два года для приготовления к профессорскому званию.

В начале 1908 по направлению Министерства просвещения был откомандирован в Англию для углубления познаний в области англо-саксонской филологии и литературы. Весной 1908 Павел Федорович был зачислен слушателем Лондонского университета. После учебы за границей Ливин получил направление в Восточный институт во Владивостоке для «усиления» преподавания английского языка. С января 1910 года преподавал англо-американскую литературу и английский язык в этом институте. Одновременно преподавал в других учебных заведениях Владивостока. В 1930-1931 Ливин работал заведующим кафедрой английского языка Дальневосточного института народного хозяйства, образованного на базе восточного факультета ДВГУ, в 1931 получил должность профессора и заведовал кафедрой иностранных языков Дальневосточного политехнического института и, по совместительству, Дальневосточного института рыбного хозяйства.

В 1933-1935 работал профессором по кафедре европейских языков вновь открытого ДВГУ. Как высококвалифицированный специалист, в совершенстве владевший английским языком, Павел Федорович Ливин в течение семи лет деятельности этого учебного заведения подготовил большую группу преподавателей, переводчиков, дипломатических деятелей, крайне необходимых для работы на Дальнем Востоке.

В 1935 был арестован органами НКВД и осужден по статье 58-10. Был осужден к 5 годам лишения свободы без поражения в правах с содержанием в трудовых исправительных лагерях НКВД. Наказание отбывал в Вязьмлаге. Весной 1939 за «ударную работу» он был досрочно освобожден. Судимость была снята в 1953.

В Томске после освобождения из лагеря с 1 сентября 1939 был назначен на штатную должность заведующего кафедрой иностранных языков. Распоряжением по Управлению подготовки учителей НКП РСФСР от 13 ноября 1939 был утвержден в должности профессора по кафедре иностранных языков ТГПИ. Приказом ВКВШ при СНК СССР от 15 января 1942 был утвержден в ученом звании профессора и заведующим кафедрой английского языка института.

В ТГПИ читал на английском языке лекционные курсы по лексикологии, истории языка и теоретической грамматике. Он изучал язык и стиль Шекспира. Владел английским, немецким, французским и китайским языками. В феврале 1943 был назначен членом ученого совета ТГПИ. С марта 1944 по март 1948 работал деканом факультета иностранных языков института.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст, принимал активное участие в воскресниках, выезжал на работу в колхоз, проводил политико-воспитательную работу среди студентов. В 1947, в связи с потерей документов, не был утвержден ВАК в звании профессора и продолжил преподавание в должности доцента и заведующего кафедрой. В 1953-1957 работал в ТГПИ в должности доцента на полставки. После выхода на пенсию вместе с семьей переехал в Омск.

Реабилитирован в октябре 1997.

[Архив ТГПУ. Ф. 566. Оп. 1. Д. 1600; ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 1948; Профессора Томского государственного Педагогического университета. Биографический словарь. Томск. 2005. С.72-75; База данных о жертвах репрессий Приморского края]

-4

1941. Июль, 1

По обвинению в антисоветской агитации были арестованы преподаватели из Томска:

Ершова Нина Петровна (1885), преподаватель Томского института социального перевоспитания.

Виноградова Екатерина Федоровна (1889), педагог.

Осуждены были 28 сентября 1941 года по ст. 58-02, Ершова к восьми годам ИТЛ, Виноградова на шесть лет ИТЛ и три года поражения в правах

Реабилитированы в апреле 1962.

-5

1960. Июль, 1

У находившегося на жительстве в селе Каргасок Томской области ссыльного священника Греко-католической церкви Павла Олейника после беседы с заместителем райисполкома Дементьевым в присутствии секретаря РК КПСС С.А. Добрынина была отобрана расписка об отказе проводить религиозные службы по месту жительства.

[ГАТО. Ф. Р-1786. Оп.1. Д.59. Л.23.]

-6

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.