1938. Июль, 1
Арестован Михаил Федорович Малышев (1899), секретарь Томского горкома ВКП(б), активный участник репрессивной политики в Томске в 1937-1938.
В феврале 1938 проходило собрание городского партийного актива с обсуждением решений Январского Пленума ЦК ВКП(б), принявшего постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и мерах по устранению этих недостатков». При всей критике, выступавшие на собрании единодушно призывали к дальнейшей борьбе с «врагами народа».
Малышев был приговорен 17 августа 1939 по обвинению в членстве в право-троцкистской организации к ВМН, с заменой на 15 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Реабилитирован в январе 1954.
Из книги В.Н. Уйманова «Репрессии. Как это было»:
— В Томске по делу право-троцкистского центра были привлечены к ответственности 145 человек, в большинстве своем руководители разного уровня. В числе арестованных были: И.Я. Внуков — председатель Майнского райисполкома, Г.Д. Юрков — председатель Шегарского райисполкома, Т.К. Заикин — директор химзавода, Е.М. Зельцер — управляющий стройтрестом, М.Ф. Малышев — секретарь Томского ГК ВКП(б), П.В. Мамотов — секретарь Тегульдетского РК ВКП(б), С.С. Никитин — заведующий Асиновским райзо, Н.Л. Пилюшенко — прокурор г.Томска, Б.П. Токин — директор университета и многие другие.
Вынесение приговоров по каждому процессу находило поддержку и понимание у рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, тружеников села и представителей творческой и научной интеллигенции. Нормой жизни стало повсеместное проведение митингов, одобряющих действия сотрудников НКВД, сумевших выявить «язвы» на теле здорового организма и не допустивших полного его заражения. Вот пример резолюции одного из митингов: «Пусть знают враги народа, что меч пролетарского правосудия беспощадно будет карать всех тех, кто попытается посягнуть на нашу родину, кто думает отнять у нее радостную, счастливую жизнь. Мы еще теснее сплотимся вокруг коммунистической партии и нашего любимого вождя товарища Сталина. Выше поднимем революционную бдительность, до конца разоблачим и разгромим жалкие остатки врагов народа».
Или так: «Трудящиеся... выносят благодарность органам НКВД и заявляют, что они еще теснее сплотятся вокруг ВКП(б) и вождя народов т. Сталина, повысят революционную бдительность и будут помогать органам НКВД в выявлении и разоблачении врагов народа».
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; В.Н. Уйманов. Репрессии. Как это было… (Западная Сибирь конце 20-х - начале 50-х годов). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. С. 155-156.]
1939. Июль, 1
После досрочного освобождения из ИТЛ «за ударную работу» принят на службу в ТГПИ профессор Павел Федорович Ливин (1881-1970).
Сын почтово-телеграфного чиновника, губернского секретаря, родом из Полтавы, переселившегося на Дальний Восток. Мать, Агафья Васильевна, была внучкой сосланного в Сибирь польского повстанца. С 6-летнего возраста 10 лет жил в городе Дерпте с матерью и отчимом, немцем по происхождению. Среднее образование Ливин получил в Прибалтийском крае и в Петербурге, а в 1907 — англо-китайское (или китайско-маньчжурское) отделение Восточного института во Владивостоке. Был оставлен при институте на два года для приготовления к профессорскому званию.
В начале 1908 по направлению Министерства просвещения был откомандирован в Англию для углубления познаний в области англо-саксонской филологии и литературы. Весной 1908 Павел Федорович был зачислен слушателем Лондонского университета. После учебы за границей Ливин получил направление в Восточный институт во Владивостоке для «усиления» преподавания английского языка. С января 1910 года преподавал англо-американскую литературу и английский язык в этом институте. Одновременно преподавал в других учебных заведениях Владивостока. В 1930-1931 Ливин работал заведующим кафедрой английского языка Дальневосточного института народного хозяйства, образованного на базе восточного факультета ДВГУ, в 1931 получил должность профессора и заведовал кафедрой иностранных языков Дальневосточного политехнического института и, по совместительству, Дальневосточного института рыбного хозяйства.
В 1933-1935 — работал профессором по кафедре европейских языков вновь открытого ДВГУ. Как высококвалифицированный специалист, в совершенстве владевший английским языком, Павел Федорович Ливин в течение семи лет деятельности этого учебного заведения подготовил большую группу преподавателей, переводчиков, дипломатических деятелей, крайне необходимых для работы на Дальнем Востоке.
В 1935 был арестован органами НКВД и осужден по статье 58-10. Был осужден к 5 годам лишения свободы без поражения в правах с содержанием в трудовых исправительных лагерях НКВД. Наказание отбывал в Вязьмлаге. Весной 1939 за «ударную работу» он был досрочно освобожден. Судимость была снята в 1953.
В Томске после освобождения из лагеря с 1 сентября 1939 был назначен на штатную должность заведующего кафедрой иностранных языков. Распоряжением по Управлению подготовки учителей НКП РСФСР от 13 ноября 1939 был утвержден в должности профессора по кафедре иностранных языков ТГПИ. Приказом ВКВШ при СНК СССР от 15 января 1942 был утвержден в ученом звании профессора и заведующим кафедрой английского языка института.
В ТГПИ читал на английском языке лекционные курсы по лексикологии, истории языка и теоретической грамматике. Он изучал язык и стиль Шекспира. Владел английским, немецким, французским и китайским языками. В феврале 1943 был назначен членом ученого совета ТГПИ. С марта 1944 по март 1948 работал деканом факультета иностранных языков института.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст, принимал активное участие в воскресниках, выезжал на работу в колхоз, проводил политико-воспитательную работу среди студентов. В 1947, в связи с потерей документов, не был утвержден ВАК в звании профессора и продолжил преподавание в должности доцента и заведующего кафедрой. В 1953-1957 работал в ТГПИ в должности доцента на полставки. После выхода на пенсию вместе с семьей переехал в Омск.
Реабилитирован в октябре 1997.
[Архив ТГПУ. Ф. 566. Оп. 1. Д. 1600; ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 17. Д. 1948; Профессора Томского государственного Педагогического университета. Биографический словарь. Томск. 2005. С.72-75; База данных о жертвах репрессий Приморского края]
1941. Июль, 1
По обвинению в антисоветской агитации были арестованы преподаватели из Томска:
◼ Ершова Нина Петровна (1885), преподаватель Томского института социального перевоспитания.
◼ Виноградова Екатерина Федоровна (1889), педагог.
Осуждены были 28 сентября 1941 года по ст. 58-02, Ершова — к восьми годам ИТЛ, Виноградова — на шесть лет ИТЛ и три года поражения в правах
Реабилитированы в апреле 1962.
1960. Июль, 1
У находившегося на жительстве в селе Каргасок Томской области ссыльного священника Греко-католической церкви Павла Олейника после беседы с заместителем райисполкома Дементьевым в присутствии секретаря РК КПСС С.А. Добрынина была отобрана расписка об отказе проводить религиозные службы по месту жительства.
[ГАТО. Ф. Р-1786. Оп.1. Д.59. Л.23.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.