Дмитрий Алексеевич Долинин (р.1938) - советский и российский оператор и кинорежиссёр, сценарист, фотограф. В его повести "Иллюзион" две сюжетные линии – производственная и личная. В производственной с большим знанием дела повествуется о кинематографическом процессе, и это неудивительно. Да и личная линия написана неплохо, включая и физиологически подробное, но не вполне достоверное описание чисто женских проблем. А в целом повесть запомнится, наверное, только этими физиологическими подробностями.
Цитата:
«Вскоре она забеременела. Рожать было никак нельзя, иначе вся учеба пошла бы прахом. Во всяком случае, из мастерской великого Трегубова, в которой она училась, непременно бы вылетела. Совместно решили, что нужно делать аборт. А нормальные сроки пропущены, никто из официальных врачей уже не берется. Связей и денег нет. Кто-то надоумил ехать в Новосибирск, где есть специальная тетка, которая может это сделать задешево, только нужно привезти ей курицу. В Новосибирске с курами плохо, а в Ленинграде их иногда можно достать. Наскребли денег на самолет, и ее первая дочка была убита в Новосибирске. За убийство она расплатилась с палачом мороженой синюшной питерской курицей. Ощущение липкой мерзости и постыдности содеянного преследовало несколько недель, а потом ушло в глубину, временно позабылось в репетиционных заботах. Забылось-то забылось, но жизнь с Федором после Новосибирска как-то надломилась, увяла, превратилась в неизбежное будничное сожительство».
Повесть «Принцесса» понравилась мне больше, чем «Иллюзион», хотя общие черты обеих повестей прослеживаются.
В повести также две сюжетные линии. Первая – это история ленинградца (питерца) Никиты Селянина, рассказанная им самим. Как умерла его любимая жена, как он обменял квартиру, чтобы попытаться начать новую жизнь без неё, как в этой новой квартире он нашёл тайник со старыми документами, как на их основе написал сценарий фильма, и что с ними случилось дальше (и с фильмом, и с Никитой).
Вторая линия – это история, возникающая перед нами из старых документов, такой своеобразный роман в романе (в данном случае – повесть в повести). Герои этого сюжета – исторические персонажи, главным среди которых является великая княжна Мария Павловна Романова, двоюродная сестра последнего императора России Николая.
Чтобы правильно понять, где в повести историческая правда, а где авторский вымысел, пришлось заглянуть в Википедию. И оказалось, что историческая канва жизни Марии Павловны автором вполне соблюдена – её семья: её отец, находившийся в опале из-за неугодного престолу брака, её мачеха и сводный брат, её родной брат Димитрий, участвовавший в заговоре против Распутина; её служба сестрой милосердия в годы первой мировой войны; её бегство из России после революции.
Выдумана же любовная история принцессы Марии и фронтового врача Антона Лобачёва.
Вся история принцессы и доктора рассказана от их собственных лиц – письмами Марии Павловны и дневниковыми записями Антона Лобачёва.
Таким образом, все герои повести как будто говорят с нами разными голосами, и они не путаются, не смешиваются, а прекрасно дополняют друг друга.
Неожиданен и конец произведения, который показывает, что, несмотря на давность описываемых событий, они ещё не ушли из нашей жизни навсегда, поскольку живы ещё люди, чьи интересы они так или иначе затрагивают.
Этот материал ранее был размещён мною здесь и здесь.