В рукодельном сообществе не утихают споры о том, какие ткани использовать для рукоделия вообще и для лоскутного шитья в частности. Попытаюсь в этой статье высказать своё мнение. Я уже записывала видео на эту тему. Сегодня ещё некоторые мысли...
Статья не предназначена тем, кто продаёт свои изделия - это профессионалы, которые не узнают ничего нового.
Любая ткань обладает определённым набором качеств, которые определяют, для шитья каких изделий она может быть использована. Никому ведь не придёт в голову шить спортивный костюм из ситца или бязи. К любой выкройке обязательно прилагается перечень тканей, из которые это изделие рекомендуют шить. Вот с рукоделием всё то же самое. Но давайте конкретно о лоскутном шитье.
Для этого вида рукоделия нам важны следующие свойства ткани:
- состав;
- плотность;
- окраска.
Состав.
Традиционно, лоскутные изделия шьют из хлопчатобумажных тканей. Это обусловлено тем, что эти ткани несильно осыпаются, легко утюжатся, практически не тянутся.
Некоторые рукодельницы шьют изделия в лоскутной технике из мебельных или портьерных тканей, из старых шерстяных свитеров и другой экзотики.
Но надо понимать, что это делают, чаще всего, те, у кого эти материалы оказались по случаю: отдали образцы из магазина, остатки из ателье и т.д. Никто специально такие ткани для лоскутных изделий не покупает: они в любом случае дороже хлопка. По крайней мере, я не знаю о таких случаях. И рукодельницы, которые решаются на такие эксперименты, хорошо понимают, обычно, все сложности выбранного пути. Я никому бы не посоветовала начинать свой путь в лоскутном шитье с мебельных или портьерных тканей: этот путь может закончиться, не успев начаться... Свитера - отдельная тема, не вполне относящаяся именно к лоскутному шитью: всё-таки кроме квадратов, свитера ни на какие фигуры не режут.
Итак, лучше всего для игры в лоскутки подходит хлопок. Можно использовать хлопок с небольшой добавкой синтетики: часто мужские рубашки бывают с добавками, и они вполне подходят для лоскутного шитья. Только надо следить, чтобы не было лайкры, т.е. чтобы ткань не тянулась. Льняные ткани имеют более толстые нити, из-за чего хуже утюжатся и больше осыпаются. Да и цена льна выше, чем хлопка. Поэтому лён тоже весьма редко используется в лоскутном шитье.
Плотность.
Это очень важный параметр. Специализированные ткани, которые созданы специально для пэчворка (такие ткани пока существуют только американские и корейские), имеют плотность 140-145 г/м2, т.е. переплетение нитей у таких тканей очень густое: промежутка между нитями совсем не видно. Если вы обращали внимание, стандартная плотность бязи - 120-125 г/м2 (бывает больше, но встречается такая бязь очень редко), поплина и перкали - 110-115 г/м2, сатина - 115-120 г/м2 (смотрела у реального продавца), ранфорса - 120 г/м2. Ну, вы поняли...
Плотность ткани влияет на износостойкость и, опосредованно, на способность сохранять форму: чем больше нитей в лоскутке, тем труднее его деформировать, а значит, квадратик не превратится в ромб, трапецию, прямоугольник и т.д. А износостойкость нам особенно важна в изделиях, которые интенсивно эксплуатируются, т.е. для сумок и одеял, особенно детских. Если вы хотите, чтобы изделие прослужило долго, используйте для его пошива плотные ткани. Другие лоскутные изделия, такие как панно, подушки, покрывала (если они просто лежат на кровати, и по ним не ползают дети), не предъявляют таких высоких требований к износостойкости. Особенно это относится к панно: оно вообще висит на стене, и никто его не трогает. Прихватки, ланчматы, одеяла для пирога и другой кухонный текстиль изначально не предполагают долгой жизни и по наследству не передаются. Поэтому эти изделия вполне допускают использование для их изготовления тканей попроще. На износостойкость также влияет стёжка изделия: чем гуще стёжка, тем более прочное изделие получается. Т.е. недостаточную плотность ткани можно частично компенсировать густотой стёжки (речь, конечно, не идёт о редких ситцах, которые на марлёвку похожи). Тут главное - не перестараться, чтобы вместо одеяла не получить большой кусок войлока.
Окраска.
Ещё одна беда обычных хлопчатобумажных тканей - это нестойкие красители.
Помню, шила я покрывало для внука из обычных тканей. Использовала при этом остатки старых, ещё советских тканей, и обрезки современных бязей. Расцветки тканей были яркие, т к. проект был скраповый, а разделительные я использовала белые - хотелось добавить цвета .
Так вот через три года использования от изначальной яркости не осталось и следа. Практически все ткани стали бледной тенью самих себя в молодости, хотя целостность изделия нарушена не была.
Отдельно хочу поговорить о ранфорсе. Этот материал относительно недавно стал широко продаваться в нашей стране. Чаще всего, я встречаю ранфорс производства Турции. У него тоже не очень большая плотность, меньше, чем у специализированных тканей. Но бывают очень красивые мраморные расцветки, которые легко вписываются в требования к тканям для лоскутного шитья. Подробно про расцветки тканей у меня есть видео.
По качеству - он как бязь. Требует обязательного замачивания, а лучше, стирки перед использованием, потому что даёт приличную усадку. Кто-то жалуется, что при стирке отреза в стиральной машинке образуются складки, которые обесцвечиваются на сгибах и трудно утюжатся. Но наши рукодельницы и тут нашли выход: утюжат ткань чуть влажной, а складки, как мне кажется, вообще незаметны в лоскутном изделии. Даже на бэке готового изделия эти заломы не бросаются в глаза (я ставила мраморный ранфорс на бэк). От бязи ранфорс выгодно отличается именно расцветкой. Во всём остальном он так же проигрывает специальной ткани для пэчворка.
Конечно, каждый сам принимает решение, какую ткань покупать. Преимущества специализированных тканей все понимают, но цена на них вносит свои коррективы (правда, те, кому посчастливилось хоть раз шить из специализированных тканей, стремятся шить из них как можно чаще - это особое удовольствие и от процесса, и от результата). Поэтому выбирать ткань нужно исходя из будущих условий эксплуатации изделия и вашего опыта. Если вы только начинаете свой путь в лоскутном шитье, учИтесь на небольших изделиях и недорогих тканях. Если вы уже имеете опыт, можно позволить себе и специальные ткани, особенно если вы шьёте большое и трудоёмкое изделие: обидно будет, если через пару лет оно потеряет вид. Можно предупредить своих друзей и родных, что вы бы были рады подарочному сертификату магазина тканей (лучше сами заранее найдите магазин, в котором хотели бы закупаться, чтобы уж наверняка). Можно следить за распродажами и покупать по сниженным ценам те ткани, которые нужны всегда: фоновые и нейтральные цвета. Хотя "распродажный путь", как показывает практика, не самый лучший в плане экономии: купленные "просто так" ткани могут долго ждать своего часа, занимая место на полке и глядя на вас с немым укором. А когда придёт их час, может оказаться, что не хватает 20см...
Если вы хорошо понимаете все те особенности обычных тканей, о которых я написала, вам никто не может запретить их использовать, тем более для изделий с коротким жизненным циклом. Хотя, сшитые мной прихватки зачастую просто украшают кухни подруг, а не используются по назначению.
Шейте из того, из чего хотите. Это только ваши изделия, и только вы решаете, какими им быть. Ведь, в конечном итоге, мы занимаемся лоскутным шитьем потому что нам это приносит радость.
Радости вам от творчества! И удачного шитья!!!