Госдума приняла в первом чтении закон, который будет обязывать подростков заниматься общественно полезным трудом в школе. А если первое чтение прошло, то и до подписи президента осталось немного. Но, как всегда, есть одно «но». Любой труд в школе должен быть предусмотрен образовательной программой. Давайте разбираться, что изменит новый законопроект о трудовом воспитании.
Любимые опросы
Депутаты за последние пару лет полюбили делать опросы в своих соцсетях. Например, Вячеслав Володин, выяснил у своих подписчиков, что 88% высказалось за принятие такого закона. А самое обидное, что слуги народа в своих предложениях они опираются на результаты подобных опросов. Во-первых, слишком мало человек принимает участие в подобных опросах. А во-вторых, никто до конца не знает, чем закончится новая инициатива. Впрочем, как с возвращением трудового воспитания в школу.
Пока непонятно, будут ли дети мыть доску, полы в классах, поливать цветы, высаживать цветы на пришкольном участке и многое другое.
Садовники и уборщицы нам не нужны
Напомню, что до недавнего времени согласно статье 34 (часть 4) закона "Об образовании в РФ" нельзя было привлекать ребят без согласия (собственного или родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. Теперь же эту формулировку из закона предлагается исключить. Но теперь труд «по умолчанию» становится основным правом школьников.
А в статью 43 добавят небольшие правки. Например, дети должны бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать в классе и школе в целом чистоту и порядок, а ещё - «участвовать в общественно полезном труде... направленном на формирование... трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».
И да, новые садовники и уборщицы в школы не нужны. Как успокаивает всех, глава комитета по просвещению Ольга Казакова, никто не заставит первоклассников двигать тяжёлые парты и стулья или мыть окна.
Что будут делать дети в школе
Авторы законопроекта в первую очередь имеют в виду традиционное дежурство в классе или столовой. Дети будут:
- мыть доску, поливать цветы в классе,
- убирать за собой посуду в школьной столовой,
- выкидывать мусор в урну,
- высаживать деревья и цветы на пришкольном участке,
- посещать субботники,
- помогать в библиотеке и спортзале.
Последний пункт не очень понятен, но, возможно, имеется в виду вытащить «козла» в центр зала или передвинуть стеллажи с книгами.
В первую очередь учебный труд
«Нельзя забывать, что главный труд ребёнка в - первую очередь учебный труд, то, что трудом у нас почему-то не принято считать. Но и базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя — всё это необходимо. В Японии, например, дети приходят в школу на час раньше, чтобы прибрать класс к занятиям. Никто не чувствует себя ущемлённым», — рассказал Александр Савенков, директор института педагогики и психологии.
Но смотрю я на пункты, которые будут делать дети в школе и не пойму, где меня обманывают. Во-первых, практически всё, что будет делаться в рамках нового закона, итак, делается сегодня в школах. У меня на каждом последнем уроке дети всегда поднимают стулья, моют доску, убирают крупный мусор (бумажки, семечки и так далее). Один раз в четверть проводим генеральную уборку, где школьники помогают мне вытереть пыль, почистить системные блоки.
И во-вторых, почему новый закон не будет похож на недавно принятые о понятии «образовательная услуга» или «уменьшение документооборота». Проще говоря, ничего практически не изменится. А вы как считаете?
Пишите в комментариях, нужен ли нам такой «труд» и что вы делали после уроков, когда учились в школе.