Детство Коли прошло под знаком семейных скандалов. Видел, как отец, который приходил из морских рейсов, изводил мать. Ревновал ее, унижал, оскорблял, устраивал коллективные мужские посиделки с вином и гитарами. Мать терпела. По природе была бесконфликтной и слабой психологически. А отец, напротив, резкий, нервный, выпивающий, вспыльчивый, конфликтный. Полгода в морях, полгода на берегу. Полгода свободы от тирании, полгода неволи. Маленький Коля не понимал, на чьей стороне правда. Просто копировал поведение отца, забавляя маму гримасами отца, которого изображал, чтобы мать повеселить. Конфликтность в семье дошла до края, когда отца по болезни в рейс не выпустили, и он вынужден был распрощаться с хорошей зарплатой и вольной жизнью моряка. Работу нашел на берегу, но скандалы усиливались. И однажды он сильно ударил мать разводным гаечным ключом. Ушел в гараж, залез в машину, выпил, включил печку и больше не проснулся. Угорел.
Когда Коля подрос и женился, поначалу жизнь его семейная складывалась благодушно и счастливо. Жена не перечила, Коля старался меньше руководить, но иногда что-то пробивалось - от отца - но мужчина тут же себя одергивал и вспоминал, к чему привели семейные скандалы в его семье.
По странному стечению обстоятельств жизнь Николая во многом стала повторять жизнь его отца. Посиделки с друзьями, застолья, выпивки и ссоры с женой, которая была против его друзей и еженедельных праздников в доме. Коля со скандалами уходил к друзьям, иногда выпивали в ресторанах. И с этим молодая жена смириться не могла, и все больше выговаривала Николаю нелицеприятные вещи. А Коля вспоминал свою безропотную мать, и то, как она своей тихой безропотностью старалась не провоцировать скандалы. А жена его, напротив, - заводила при друзьях, что вообще было недопустимо.
В первые пять лет в Николае еще не пробудился семейный тиран, которого принято называть абьюзером. Деспот пока дремал.
Вскоре родился сын. И еще три года прошли под знаком спокойного семейного счастья. Шлея под хвост попала, когда у Николая начались проблемы с работой. Он плохо переносил отсутствие твердого заработка. Пил сильно. Скандалил по пустякам. Изливал на жену всю накопившуюся злобу. Наталья не раз обращалась к свекрови за помощью. Но мать Коли лишь утешала невестку, понимая, что достучаться до сына едва ли сможет.
Наталья перебралась к своей матери вместе с сыном. Николай приходил, бил ногами в дверь, кричал, что она его предала. И что он ее накажет. Вызывали полицию, составляли протоколы, потом все затихало на время.
В один из дней Наталья пришла забрать свои вещи. Николай шатался по квартире пьяный. Пытался вразумить жену вернуться, плакал, умолял, лез с поцелуями. А когда Наталья не отвечала, Коля превращался в отца. Кричал ей гадости:
- Ты никто. Понимаешь? Ты никто. Дерево. Знаешь, почему ты дерево? Потому что в постели, как полено. Мне легче с деревом, чем с тобой. Поэтому у меня проблемы кругом. Причина - ты. Точнее, твоя деревянность. Изображаешь святую? А на деле просто дерево. Ха-ха-ха!
Наталья сдерживала слезы и продолжала собирать вещи. И тут Николай совсем спятил. Вышел из себя. Бросился в ванную, закрылся, сорвал веревку, сделал петлю и, зная, что жена понимает, что он собирается сделать, набросил на шею петлю и захрипел, инсценируя самоубийство. Ждал, когда же Наталья бросится его спасать. И...может быть, раскается? А вышло странно. Коля понял, что спасать его никто не будет уже когда стал задыхаться. Ему повезло, что веревка была слабо натянута. Еще минута, и он бы уже никогда не очнулся. Жена собрала вещи и тихо ушла.
В ПНД после этого случая пришел не сам Николай, а его мама. Спросила, можно ли освободиться от "отцовой наследственности" и что делать сыну в таких обстоятельствах - пытаться ли налаживать жизнь с женой и сыном или разводиться и постараться построить новые отношения?
Участковый психиатр рассудил, что без Николая такие вопросы решить нельзя. Без Николая, его критического отношения ко всему происходящему и желанию избавиться от вещей, которые мешают нормально жить.
А вы, друзья, как считаете? Можно ли перевоспитать наследственность?