Постепенный переход на обязательную маркировку продолжается. Вслед за пивом с 1 сентября 2023 года в перечень маркированных товаров добавится еще 6 товарных категорий. Составили перечень товаров, уже подлежащих маркировке и тех, что вот-вот станут обязательными.
Какие товары начнут маркироваться с 1 сентября 2023 года
Правительство РФ приняло решение об обязательной маркировке сразу шести товарных групп с 1 сентября 2023 года:
- кресла-коляски,
- детская вода,
- антисептики,
- БАДы,
- безалкогольные напитки,
- медицинские изделия.
Код маркировки: что это и зачем он нужен
Система маркировки внедряется в России поэтапно с 2016 года. Проект реализует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), завершить введение кодов планируется к 2024 году. Подлежащие маркировке товары регистрирует «Честный знак» (ГИС МТ) — система идентификации единиц продукции путём присвоения уникальных цифровых кодов, защищённых криптографией.
Производитель или импортёр получает от оператора двумерный DataMatrix код и наносит его на упаковку, этикетку, ярлык или непосредственно на товар. Цена одного кода — 50 копеек плюс НДС, бесплатно выдаются коды маркировки на жизненно важные лекарства стоимостью до 20 ₽ для медицинского применения (п. 4 постановления Правительства № 577). Идентификатор содержит информацию о продукции (дату, место производства, состав, срок годности и так далее) — считывают его 2D-сканером или мобильным приложением. Внешне код маркировки похож на QR-код, но характеризуется более высоким уровнем защиты.
DataMatrix имеет две составляющие:
- идентификатор, отражающий позицию товара в системе и национальном каталоге;
- криптохвост, который генерирует оператор.
Криптотехнологии делают невозможной подделку кода, гарантируют прозрачность системы учёта для всех участников оборота: от производителя и надзорных органов до конечного покупателя. Маркировка позволяет проверить качество и подлинность продукции, отслеживать её движение по логистической цепочке с момента производства до конечной продажи.
Ежегодно список товаров, подлежащих маркировке, расширяется. Добавление новой продукции в действующий перечень регламентируется соответствующими постановлениями Правительства РФ. Документы содержат указание, с какого числа вводится маркировка на конкретный товар, порядок присвоения кодов, регистрации операций в ГИС МТ. Продажа такой продукции без цифровых идентификаторов недопустима: она расценивается как контрафакт.
Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный знак» и ОФД.
Полный перечень товаров, подлежащих маркировке на 2023 год
Государственный цифровой учёт действует уже несколько лет: перечень, какие товары подлежат обязательной маркировке, регулярно пересматривается. Первыми получили цифровой код шубы в 2016 году. По мере реализации экспериментальных проектов в список добавляются всё новые категории товаров. Маркировка товаров с 2021 года в сервисе «Честный знак» (на июнь 2023 года) включает уже одиннадцать товарных групп, для продажи которых обязательна идентификация в системе. Кроме того, завершены или завершаются пилотные проекты в отношении еще семи категорий товаров.
Приведём полный список, какие виды товара подлежат маркировке в 2023 году в системе «Честный знак»:
- шубы — норковая, песцовая, из лисицы, овчины, нутрии, енота и другие;
- лекарственные препараты;
- обувь — из натуральной и искусственной кожи, из резины, текстиля, дерева, пластмассы, спортивная, лыжная;
- табачные изделия — сигареты, папиросы, альтернативный табак, в том числе курительный, жевательный, нюхательный, для кальяна, сигары, сигариллы, биди, кретек и так далее;
- фототехника, включая вспышки;
- парфюмерия — духи, одеколоны, туалетная вода;
- шины и автопокрышки — для легковых, грузовых авто, транспорта для сельхозработ, строительства, автобусов и троллейбусов, мотоциклов, квадроциклов, мопедов и так далее;
- изделия легпрома — постельное, столовое, туалетное бельё, полотенца, одежда (из натуральной, композиционной кожи, вязаные блузки и из трикотажа, куртки, пальто, плащи, ветровки);
- молочные изделия;
- вода в упаковке — минеральная, газированная и негазированная (без вкусовых и ароматических добавок).
- пиво и слабоалкогольные напитки (сидр, пуаре, напитки брожения) — с 1 марта 2023 года;
- кресла-коляски (с ручным приводом и электрические) — здесь и далее с 1 сентября 2023 года);
- детская вода (вода, предназначенная для детского питания);
- антисептики (дезинфицирующие средства и парфюмерно-косметическая продукция с антимикробным эффектом);
- БАДы (товары, имеющие действующее свидетельство о государственной регистрации, выданное на биологически активные добавки к пище);
- безалкогольные напитки (соки, компоты, морсы, газировка и все сахаросодержащие напитки в стекле и ПЭТ);
- медицинские изделия (томографы, слуховые аппараты, ортопедические изделия, дезинфекторы воздуха и др.)
«УТМ-Плюс» от Эвотора — ваше решение для торговли крепким алкоголем и пивом. Автоматическое заполнение алкодеклараций, учёт продаж прямо на терминале, отправка данных в ЕГАИС сразу со всех касс.
Пилотные проекты
Перед введением обязательной маркировки определённой категории товаров проводятся тестирования и эксперименты с участием компаний-добровольцев.
В 2023 году завершились пилотные проекты по БАДам, антисептикам, пиву и слабоалгольным напиткам.
Пока еще в стадии эксперимента:
- медицинские изделия (до 31 августа 2023 года);
- безалкгольные напитки (до 31 августа 2023 года);
- икра осетровых и лососевых рыб (до марта 2024 года).
Завершены эксперименты, но еще не запущены в обязательную маркировку:
- велосипеды — обязательно маркироваться они будут с 1 сентября 2024 года;
- кресла-коляски — введение цифровых кодов для них планируется с 1 сентября 2023 года.
Компании, деятельность которых относится к экспериментальным сферам, могут принять участие в проекте, оставив заявку на сайте системы «Честный знак». В этом случае участники получают экспертную помощь во внедрении новых решений в свои бизнес-процессы, доступ к технической документации, личному кабинету платформы.
Правовое регулирование
Основные аспекты внедрения цифровых кодов в торговлю регламентированы обширной нормативной базой: законами, распоряжениями, постановлениями. Правовые акты устанавливают, какая продукция подлежит маркировке и в какие сроки, порядок регистрации компаний, работы с цифровыми кодами, ведения отчётности и так далее.
Главными регламентирующими документами являются федеральные законы о маркировке: 487-ФЗ и 488-ФЗ. В них утверждены основные положения о введении цифровых кодов, регулировании сферы торговли, цели и принципы систем учёта, определена терминология, установлена ответственность за нарушения.
Распоряжения и постановления Правительства РФ выступают уточняющими правовыми документами:
- № 791-р — о модели, базовых принципах функционирования маркировочной системы;
- № 792-р — определяет, что подлежит маркировке с 1 января 2019 по 2023 год (предусмотрено несколько обновлённых редакций, последняя — от 31.03.2023);
- № 2963-р — концепция создания системы идентификации;
- № 515 — постановление утверждает правила маркировки и мониторинга продукции в инфосистеме;
- № 577 — постановление устанавливает размер оплаты за кодирование товаров.
Распоряжения и постановления также регламентируют порядок маркировки в отношении различных товарных групп:
Какие товары могут попасть под обязательную маркировку в ближайшее время
Внедрение системы обязательной маркировки идет полным ходом. Оператор системы «Честный знак» регулярно публикует отчеты, и результаты в них в целом положительные. Многие процессы уже обкатаны, поэтому перечень товарных групп, подлежащих маркировке, будет пополняться еще активнее:
- Уже все готово для маркировки ветеринарной продукции, которая будет проходить по аналогии с лекарствами.
- На 2024 год запланирован эксперимент по маркировке детских игрушек, наиболее подверженных подделке и контрафакту.
Также в 2024 году мы все-таки дождемся обязательную маркировку велосипедов, эксперимент на которую закончился еще в 2020 году. Правительство установило дату начала на 1 сентября 2024 года.
Требования к маркировке и ответственность за нарушения
Этикетка с напечатанным на ней двумерным кодом должна быть хорошего качества: она наклеивается один раз на весь период нахождения товара в обороте. Важно, чтобы она была без повреждений и легко сканировалась 2D-сканером. Продукция с нечитаемым кодом приравнивается к немаркированной.
Отсутствие кода маркировки на товаре, запрещённом к продаже без цифрового кода, является нарушением 487-ФЗ, грозит штрафными санкциями и изъятием конфиската. Ответственность за несоблюдение установленного порядка маркировки регламентирована ст. 15.12, 15.12.1 КоАП РФ: последние изменения в них вступили в силу 1 февраля 2022 года.
К нарушениям относятся:
- оборот товара без кода или с поддельным идентификатором;
- отсутствие регистрации на платформе «Честный знак» в установленные законом сроки;
- реализация продукции в розницу без передачи данных в ГИС МТ;
- нарушение сроков передачи сведений в систему;
- сбыт товаров с кодами маркировки, которые не были введены в оборот;
- ввод в оборот ассортимента с неверными сведениями;
- возврат в оборот товара, владельцем которого вы не являетесь;
- превышение максимальной розничной цены табака;
- передача товара организации без отправки УПД и передачи данных в ГИС МТ.
Подробнее о нарушениях и штрафах — в таблице.
При сбыте немаркированной продукции в крупном и особо крупном размере административная ответственность может перерасти в уголовную. В этом случае возможен не только штраф, но и тюремный срок на три года и более (ч. 1 ст. 171.1 УК).
Сервис Эвотора «КУДиР» автоматически ведёт вашу отчётность, без ошибок и пропусков. Все операции попадут в отчёт, вы никогда не попадёте на штраф за заполнение КУДиР.
Этапы маркировки товаров
Чтобы работать с товарами, которые необходимо маркировать, предпринимателю нужно:
- Оформить квалифицированную электронную подпись — с 2022 года получение УКЭП доступно только в налоговой и в её удостоверяющих центрах.
- Оформить договор с ОФД — проверьте, что ваш оператор взаимодействует с ГИС МТ и будет направлять данные о ваших товарах в налоговую и «Честный знак».
- Зарегистрироваться на платформе «Честный знак», а чтобы торговать молочными изделиями, ещё и в сервисе «Меркурий».
- Подключиться к электронному товарообороту (ЭДО) для обмена с партнёрами электронной документацией.
- Заказать цифровые коды, напечатать, наклеить их на товары и ввести в оборот.
- Приобрести 2D-сканер для считывания цифрового кода.
- Проверить кассу на возможность её ПО работать с маркировкой.
Вы можете использовать приложение «Маркировка» от Эвотор: оно поможет вам в решении ключевых вопросов, связанных с маркировкой продукции. Сервис зарегистрирует вас в необходимых системах, проверит УКЭП, даст возможность приёма товаров от поставщика по ЭДО непосредственно на кассе, в личном кабинете или мобильном приложении, а также проведёт выбытие товаров.
Подытожим
- Обязательная маркировка постепенно вводится для всех групп товаров: завершить плавный переход планируется в 2024 году.
- В середине 2023 года цифровые коды обязательны для шуб, лекарственных средств, обуви, изделий легпрома, табака, фототехники, парфюмерии, шин и автопокрышек, молочной продукции, воды в упаковке, пива и пивосодержащих напитков.
- С 1 сентября 2023 года вводится обязательная маркировка для детской воды, БАДов, безалкогольных напитков, антисептиков, медицинских изделий, кресел-колясок.
- Экспериментальный режим действует в отношении медицинских изделий, безалкогольных напитков и икры лососевых и осетровых рыб. Уже окончены эксперименты в отношении велосипедов (ввод 1 сентября.2024 года) и кресел-колясок (ввод 1 сентября 2023 года).
- Ужесточены наказания за нарушение требований к маркировке и её отсутствие. Возможно не только наложение административных санкций, но и уголовная ответственность с лишением свободы на три года и более.
Подписывайтесь на канал «Жиза», чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса. Мы пишем только о важном для предпринимателей.