Упадут ли цены на авто на российском рынке?
Из года в год стоимость авто на российском рынке стремительно растет.
Согласно информации, приведённой аналитиками агентства «Автостат», в среднем стоимость автомобилей в 2020 году поднялась на 7%, в 2021 — на 18%, в кризисном 2022-м — на 20%. А за первый квартал текущего года средневзвешенная стоимость авто на российском рынке увеличилась на 11%.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
В Союзе защиты прав потребителей полагают, что причиной подорожания авто на российском рынке являются не только экономические факторы, но и огромное неконтролируемое желание автодилеров получить как можно большую выгоду. Для этого они искусственно завышают конечную цену.
Ну а для того, чтобы избежать этого, в Союзе предложили сделать наценку фиксированной — не более 15% от стоимости производителя. И речь здесь идёт лишь о российских авто 2023. Письмо об этом направили премьер — министру Михаилу Мишустину.
ForPost побеседовал с экспертами о том, насколько данная инициатива является целесообразной.
Ещё по теме: Должны ли китайские машины в России стоить на 1 млн рублей меньше
Это невозможно
У главного редактора журнала «За рулём» Максима Кадакова инициатива Союза защиты прав потребителей вызвала большое количество вопросов.
По его словам, данное предложение выполнить невозможно, потому что нельзя проконтролировать его выполнение.
К примеру, если дилер приобрёл машину по определённой цене, и она была продана через очень длительное время, то он будет вынужден поставить наценку к её средней стоимости, несмотря на то, что к тому времени, когда её продадут, многое уже возможно измениться.
Да и цены от производителя могут быть для разных дилеров разными. В таком случае не получится проверить каждый отдельный автомобиль, отметил Кадаков.
Впрочем, по его словам, для начала надо определиться, какие машины отнести к российским. Это Lada, ГАЗ и УАЗ? Или китайский Haval, который тоже производится в России? А может, это некая локализация производства на российской территории?
Конечно, всё это детали. Поэтому предложение могло бы быть рабочим, будь на нашем рынке большое количество машин. Однако их у нас не хватает. Значит, на этом кто-то будет зарабатывать. Таков механизм рынка. Стоимость товара здесь будет договорной.
Проблема удорожания авто в России может решится только при насыщении рынка. И пока этого не случилось, подобные заявления являются популистскими, отметил автоэксперт.
Ещё по теме: В России решили возродить «Оку» — будет ли она маленькой, да удаленькой?
Что видят дилеры
В свою очередь, взгляды дилеров на данную проблему очень разные.
Замглавы по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев рассказал о том, что очень высоко «задирают» цены «серые» дилеры. Они привлекают к кредитованию даже банки «третьего эшелона», которые не только выдают кредиты по повышенным ставкам, но и навязывают свои дополнительные услуги, опции и тому подобное.
Надо сказать, что самый крупный автопроизводитель России — АвтоВАЗ. Он сам отслеживает факты необоснованного повышения цен.
Глава автоконцерна Максим Соколов отметил, что производителем в отношении некоторых дилеров проводятся сейчас проверки по факту завышения ими цен.
По словам гендиректора «Автодома» Андрея Ольховского, дилеры, как правило, повышают цены только тогда, когда на рынке возникает дефицит предложения. Между тем так бывает не всегда, поскольку при обратной ситуации они теряют свою прибыль.
Ещё по теме: «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
Диктатура продавца
Сегодня на российском рынке, не только на автомобильном, присутствует монополистический диктат того, кто продаёт, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Но здесь не может быть и речи об ограничении цены и установлении пределов к её надбавке, потому что это уже будет вторжением в рыночные механизмы.
«Мы должны ограничить аппетиты дилеров, иными словами, порог должен определяться не как разница с ценой производителя, а как заработок самого дилера. Таким образом, мы сможем не допускать монополистических перекосов, но при этом дадим нормально заработать дилерам, не допуская получения сверхприбыли», — пояснил в беседе с ForPost экономист.
Следить за этим, по словам Беляева, прямая обязанность Федеральной антимонопольной службы.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.