Найти тему

Цветок липы — рассказываю, как

Оглавление

Статья из подборки

О фотографии


Я тут недавно опубликовал снимочек

Макросъемка происходила в тяжелых условиях. Одно макрокольцо под Canon EF 24–105 f/4L. Ветер колышет ветви деревьев. Поэтому наводка на резкость по центральной точке и точечный режим определения экспозиции. Щелкаешь, как успеется, с надеждой потом обрезать лишнее.

Когда я стал присматриваться к снимку, то кое-что интересное увидел. Решил показать всю процедуру обработки заново и результат, к которому она привела.

Используемые программные средства


Принципиально, что я пользуюсь только бесплатными программными средствами. На самом деле мы, конечно, за них платим, но это незаметно, так как они приходят в нагрузку к другим продуктам.

Никаких фотошопов и лайтрумов!

Вся обработка происходит в Windows 11, полученной в составе ноутбука.

Canon Digital Photo Professional (DPP) — поставляется вместе с фотоаппаратом. Основной инструмент для работы с RAW.

Paint — входит в состав всех версий Windows. Используется мной для ограниченного круга задач просто по привычке.

Microsoft Picture Manager (PM) — входил в состав MS Office до, кажется, 10 версии. В связи с тем, что обладает рядом возможностей, уникальных для "бесплатно" поставляемого ПО, MS предлагает установку этого приложения в современные версии Windows. См. официальный сайт.

paint.net — новый графический редактор в составе Windows 10 & 11.

Калькулятор — входит в состав Windows.

1. DPP


Открываем RAW в окне редактирования (просто двойным щелчком по thumbnail):

-2

и настраиваем параметры "проявки":

-3


Дальше
Файл/Преобразовать и сохранить.../Exif-JPEG, качество изображения 10 (это максимум). И вот что получилось:

-4

Во вкладке Объективы можно было побороться с виньетированием, если в программу импортированы параметры используемого объектива. Но в этом сюжете это не нужно.

Напрашивается обрезать кадр:

  • справа полузасохший скрученный листок не украшает композицию,
  • внизу много неинформативного (негативного, на жаргоне фотографов) пространства,
  • хочется попробовать применить правило золотого сечения.

Обрезку можно делать, и достаточно удобно, в Сервис / Запустить инструмент подрезки/регулировки наклона. Но мы используем программу

2. PM


Раз уж обрезать, то попробуем исполнить правило золотого сечения. А для этого как раз
PM удобнее.

Напомню, золотое сечение есть деление отрезка в отношении приблизительно 0.618:0.328. Выставлять в золотое сечение будем примерно центр главного объекта — соцветия на переднем плане. Я покажу его крестиком на следующем рисунке, хотя реально крестик не рисую. Просто запоминаю место. И это место буду называть маркой.

-5

Поскольку черен соцветия направлен сверху-слева направо-вниз, то для марки выбирается правый-нижний из центров внимания по правилу золотого сечения. Измеряем расстояние от левого края до марки. Для этого используется инструмент Рисунок/Обрезать... Только нажимать OK пока не надо :-)

-6

Итак, от левого края до марки имеем 1622 px. Значит, ширина рисунка будет 1622/0.618 = 2625 px:

-7


Пожалуй, можно чуть шире. 2650px. Вот теперь
OK:

-8


Теперь займемся высотой. Мой любимый формат 3:4. Попробуем:
2650 / 3 × 4 = 3533. При этом сверху до марки должно быть
3533 × 0.618 = 2184.

Выставляем размеры так. Сначала выставляем нижнюю границу на марку:

-9

Затем верхнюю границу выставляем так, чтобы высота фрагмента стала 2184px:

-10

Переносим нижнюю границу до желанной высоты 3533px:

-11

и нажимаем OK.

Одна из целей обрезки заключалась в уменьшении малоинформативной нижней части фото (на жаргоне фотографов, негативного пространства). Получилось удачно.


Сохраняем полученный рисунок (
Файл/Сохранить):

-12


Теперь смотрим на результат обрезки по правилу золотого сечения:

-13

и оцениваем, стоило ли это вообще делать.

Получилось хорошо. Левая вертикаль тоже прошла неплохо. (Мой жанр учебного материала требует, чтобы это мне понравилось :-)) Значит, первоначально я немного промахнулся с местом марки.


Окончательная подгонка яркости-контраста производится в
PM.

Опция меню Рисунок/Яркость и контрастность... Сначала Подобрать яркость и контрастность автоматически.

Понравилось? — Нет! Получилось слишком светло из-за обилия темного пространства в кадре. Можно отменить автоматический подбор и настроить Яркость: и Контраст: вручную.

А можно просто подправить результат автоматики. Например, так:

-14


И вот результат:

-15


3. paint.net


И тут мне пришло в голову искусственно создать виньетирование. Зачем? Посмотрите потом на результат. Дело вкуса, кто-то скажет, что хорошо, а кто-то возразит.

Находим файл с фотографией и делаем Открыть с помощью/paint.net.

Слои/Добавить новый слой. Новый слой создается пустой, прозрачный и сверху. См. окно Слои.

-16


Инструмент
Выбор области овальной формы создает эллипсоидальное выделение. Очевидно, авторы программы конические сечения не изучали. Инструментом Перемещение области выделения можно при необходимости уточнить положение эллипса. Он перемещает только границы области без ее содержимого.

-17

Почему не по центру? Сознаюсь: делал сначала по центру, посмотрел результат, не понравилось. Захотелось виньетку пониже.


Добавим дополнительно пиксели по вертикали. Опция
Изображение/Изменить размер полотна открывает вот такое окно:

-18

Схемка в правом нижнем углу окна позволяет указать, что добавление в высоту должно быть всё вниз от имевшегося рисунка. Добавленное отрежем потом.

При этом выделение исчезает. Это минус! Но не страшный. Повторим построение эллипса:

-19


Во втором слое
Правка/Обратить выделение. Выделение стало внешностью эллипса. Заливка черным. Правка/Отменить выделение.

-20


Теперь (во втором слое!) надо сгладить (размыть) переход от черного к прозрачному.

Эффекты/Сглаживание/Размытие по Гауссу, Радиус 300 (больше не получается):

-21


-22

Так как прозрачность частично прошла вниз, то там появилась светлая проплешина. Это не страшно, эту нижнюю часть мы потом все равно отрежем.


Повторим
Эффекты/Повторить: Размытие по Гауссу еще несколько раз до тех пор, как результат не станет устраивать:

-23

С помощью той же опции Изображение/Изменить размер полотна подрезаем снизу до бывшей высоты 3533 px и сохраняем (Файл/Сохранить как.../JPEG):

-24

Вот такая картинка мне привиделась в самом начале, из-за чего я и принялся за эту работу.

Сделать откат на 1 позицию, чтобы разделить обратно слои.

А дальше... еще одна шуточка. Опять во втором слое... Коррекция/Инвертировать цвета. При этом черный превращается в белый, а альфа-канал (ответственный за степень прозрачности) не изменяется.

-25

Мне кажется это забавным!

Если бы виньетка была нужна "цвета бедра испуганной нимфы", то пришлось бы повторить все с того места, где внешность эллипса заливается... теперь уже другим цветом вместо черного.

4. Дорогой читатель!


Вы, конечно, можете повторить все эти действия со своей фотографией, просто чтобы освоить инструменты.

Но правильный подход, которого я придерживаюсь, такой:
сначала ставится задача, а потом ищется инструмент и способ ее решения.

Желаю всяческих успехов!