Спаситель не раз говорил со своими последователями о наступлении Апокалипсиса, объясняя им, почему конец света неизбежен и перечисляя признаки, предшествующие ему. Кроме того, Христос предупреждал, что даже Ангелам Небесным неизвестно, когда произойдёт Второе Пришествие.
Каждый из нас должен быть к этому готов. Для этого нам необходимо перестать жить в суетности и праздности, прекратить тратить время на то, что не даёт ничего полезного нашей душе. Стоит перестать цепляться и за материальное, земное и переходящее – подобная привязанность может стать губительной.
Яркий пример подобной роковой ошибки – поступок супруги Лота, племянника пророка Авраама.
Долгое время Лот странствовал вместе с ним, однако впоследствии каждый пошёл своей дорогой. Лот поселился в Содоме, женился, стал отцом и обзавёлся хозяйством. Семья жила в достатке и благополучии.
Однако вскоре Небесный Отец принял решение сжечь город из-за его порочности и греховности, всё же сжалившись при этом над праведными людьми, живущими там. Для того, чтобы найти праведников, Господь послал на землю ангелов.
Лот оказался праведным и честным человеком – он с радостью принял Ангелов в своём жилище и с большим вниманием приготовился выслушать их. Ангелы предупредили мужчину о том, что Содом скоро будет уничтожен, и велели ему как можно быстрее покинуть город.
Они предостерегли Лота и от того, чтобы тот не жалел об оставленном доме и вещах – выйдя из города, он ни в коем случае не должен был оглядываться. Вскоре мужчина вместе с семьёй отправился в путь.
Однако, отойдя от города, супруга Лота всё же не удержалась и оглянулась – она решила в последний раз взглянуть на Содом или на то, что от него осталось. В следующий миг женщина замерла и превратилась в соляной столп.
Православные книги истолковывают поступок женщины по-разному: по одной из версий, супругу Лота подвела её привязанность к земному – якобы, пожалев о своём прежнем доме и жизни в достатке она и обернулась.
Существует и другая версия, согласно которой женщине захотелось позлорадствовать напоследок, за что она и поплатилась. Она подумала, что лучше тех, кто остался в Содоме, и за эту мысль Господь сурово её наказал.
Мирская суета – явление очень опасное. Именно она отнимает у нас время и силы, сбивает с праведного, богоугодного пути. Поддавшись ей, мы ничего не успеваем, думая только о насущных земных делах. Мы забываем о духовном – о стремлении к Господу и о жизни, достойной Царствия Небесного.
Неспроста многие священнослужители считают суетность не менее опасным пороком, нежели чем чревоугодие или пьянство. Но, казалось бы, разве может суета быть страшнее того же пьянства?
Ведь алкоголь лишает человека личности, делая его рабом пагубной зависимости. В конце концов, от такого человека отворачиваются даже его родственники и друзья.
Понятна и опасность чревоугодия – конечно, от человека, страдающего обжорством, не отвернутся родные, однако же он губит самого себя, не зная меры еде. Подобные пищевые привычки приводят к ожирению и другим заболеваниям, но, несмотря на это, такие люди уже не могут остановиться и отказаться от любимой еды. Еда становится смыслом их жизни.
Однако, если чревоугодие и пьянство – грехи достаточно очевидные, то суету заметить и искоренить не так просто. Многим из нас суетность кажется достаточно безобидной и даже, в какой-то степени, необходимой. Как же иначе воплотить в жизнь свои амбиции и желания, если не спешить?
Мы ошибаемся в расстановке приоритетов и считаем, что самое главное – это самореализация и успех в земной жизни. Мы не понимаем, что гонимся совсем не за тем, что действительно важно, забываем о подготовке к Вечной жизни и заботе о духовном.
Именно поэтому мы часто чувствуем себя несчастными и бессильными. Согласен с этим и Исаак Сирин, не раз повторявший:
«…Беспокойство о житейских делах приводит в смятение наш дух и лишает тишины и ясности наш разум».
К сожалению, чаще всего мы не задумываемся о том, что суетность именно внутри, но не вокруг нас. Иначе говоря, исключительно наш настрой и мотивы, согласно которым мы действуем, и направляют нашу жизнь, наполняя, или же, напротив, лишая её суетного.
Но почему на суетность не жаловались наши далёкие предки? Неужели они работали и трудились меньше нас? Или жили в большем достатке? Нет, напротив, чаще всего люди всю жизнь трудились, не покладая рук, и при этом жили в нужде. Однако труды их не были суетными. В их жизни было гораздо больше веры, а оттого и смысл они видели в другом.
Неужели мы так сильно отличаемся от своих предков духовно? Вероятно, нет, однако в нашу жизнь всё прочнее входит то, что, по словам Апостола Павла, называется «отступлением».
Безусловно, не могут не влиять на нас и внешние сумбурные обстоятельства. По мнению Феофана Затворника, «многочисленная совокупность житейских, мирских дел омрачает ясность рассудка и заставляет нас пребывать во мраке».
Однако же великие святые, жившие в двадцатом веке в примерно одинаковых с современными людьми условиях, доказали на собственном примере, что истинная одухотворённость – это нечто гораздо более глубокое, нежели чем внешняя беготня и проблема постоянной занятости.
Но вопрос здесь не в занятости, а в том, что человек, любящий Господа и понимающий опасность греховного, будет бороться с пороком и служить Богу, где и кем бы он ни был. Это вопрос, прежде всего, нашей мотивации и внутреннего устроения. Как говорил блаженный Августин:
«…Люби Господа, и делай, что хочешь».
К сожалению, мы часто не понимаем, что виноваты в нашем внутреннем дискомфорте не окружающие, место жительства или работа, но нежелание трудиться ради и во имя Спасения собственной души. Мы забываем о важности служения Небесному Отцу и ближним, не очищая собственные умы и сердца от того, что их тяготит.
Потому и получается, что даже самый занятой человек может не быть суетным, а самый свободный и ничем не обременённый при этом бесцельно прожигает всё своё свободное время. Но в какой категории людей, в конце концов, окажемся мы? Это предстоит решить исключительно нам самим.
Также читайте: