Найти в Дзене
Святые места

Бесы боятся равномерности! Преподобный Исаак Сирин

Бывают такие фразы в святоотеческих текстах, которые говорят вроде бы о чем-то понятном, самоочевидном, но сформулированы так, что ты не можешь эту фразу забыть, и она тебя начинает поддерживать и направлять. Одна из таких фраз - фраза из письма преподобного Исаака Сирина к его другу мар Ишо-Зеха (имя этого подвижника означает "Иисус победил"). И письмо к мар Ишо-Зеха открывает второй том Исаака Сирина. Это первое слово этого сборника. И вот там преподобный Исаак произносит такие слова: "Демоны весьма боятся равномерности". Вот сама идея равномерности, подвижничества, равномерности устройства жизни очень понятной кажется. И многим из вас памятно рассуждение Аввы Дорофея, о том, что нельзя строить только одну стену дома добродетелей, она легко упадет. Нужно строить все стены разом, тогда дом будет устойчивый. И вообще это распространенная метафора: стены должны соприкасаться друг с другом. Но здесь Исаак Сирин обращается к образу демонов, к тому, что человека приводит страх демонов,
Преподобный Исаак Сирин
Преподобный Исаак Сирин

Бывают такие фразы в святоотеческих текстах, которые говорят вроде бы о чем-то понятном, самоочевидном, но сформулированы так, что ты не можешь эту фразу забыть, и она тебя начинает поддерживать и направлять.

Одна из таких фраз - фраза из письма преподобного Исаака Сирина к его другу мар Ишо-Зеха (имя этого подвижника означает "Иисус победил"). И письмо к мар Ишо-Зеха открывает второй том Исаака Сирина. Это первое слово этого сборника.

И вот там преподобный Исаак произносит такие слова:

"Демоны весьма боятся равномерности".

Вот сама идея равномерности, подвижничества, равномерности устройства жизни очень понятной кажется. И многим из вас памятно рассуждение Аввы Дорофея, о том, что

нельзя строить только одну стену дома добродетелей, она легко упадет. Нужно строить все стены разом, тогда дом будет устойчивый. И вообще это распространенная метафора: стены должны соприкасаться друг с другом.

Но здесь Исаак Сирин обращается к образу демонов, к тому, что человека приводит страх демонов, которые обычно описываются в аскетической литературе как те, кто ищет хитрого предлога человека ввести в соблазн, как те, кто гораздо опытнее человека.

А здесь оказывается, что демоны боятся равномерности и стремятся всячески этой равномерности помешать. Сама по себе эта фраза уже в разных жизненных обстоятельствах может быть применена, когда есть соблазн заняться чем-то одним, тем, что особенно интересно, или когда есть соблазн перегнуть палку в каком бы то ни было деле или делании.

И сам Исаак Сирин рассказывает о том, почему и как палку можно перегнуть. Он говорит, что демоны стремятся погубить человека при помощи его собственной горячности. Есть такой арамейский термин retha, который означает буквально ферментацию.

Вот то, что происходит с тестом, когда оно поднимается, это retha. И этим же термином обозначается естественный человеческий энтузиазм, естественные человеческое рвение, когда человек горит любимым делом и стремится делать его как можно рьянее и не отвергая значимость этого энтузиазма, - это естественные силы человека.

Без этого свойства человек ничего не будет делать.

Но Святой Исаак Сирин, как и другие сирийские отцы, предупреждает о двух вещах.

Во-первых, когда человек поддается своей горячности, он может нарушать равномерность и довести себя до изнеможения.

Известно, что ранние сирийские подвижники, например, те, которых описывает блаженный Феодорит Кирский в Истории боголюбцев (это V век), доводили свое тело до изнеможения, в буквальном смысле, истязали свое тело. У сирийских мистиков 7, 8, 9 веков, к числу которых принадлежит Святой Исаак Сирин, мы находим постоянные оговорки: умеренный пост, умеренный подвиг.

Иосиф Хазайя, последователь Исаака Сирены, обращается к разным медицинским терминам для того, чтобы показать, насколько человеку важна умеренность. И в письме к мар Ишо-Зеха Исаак Сирин так и говорит:

"Мудрый же человек будет одинаково избегать как лености, так и увеличения нагрузки, потому что демоны нагружают человека чрезмерными подвигами, дабы упал он под их тяжестью".

Таким образом, опасность того, что человек поддается своему энтузиазму, состоит в том, что он уделяет внимание чему-то одному, не уделяет внимание другому и, в том числе, может просто физически себя истощить.

И второй момент. Естественное свойство человеческого энтузиазма состоит в том, что он может временно прекратиться.

Человек горит каким-то делом, и он должен быть готов, что энтузиазм ослабнет. И не нужно пугаться этого, не нужно думать, что сделал что-то неправильное, или что любовь к этому делу прошла.

Это естественное свойство человека: колебаться, меняться, колебаться от силы к бессилию.

Преподобный Исаак Сирин большое внимание уделяет этому. Он говорит о состоянии помрачения, богооставленности, выгорания, которые могут случаться не по вине человека, и человеку просто стоит иметь в виду, что это может наступить, подготовиться к этому, настроить себя на те малое усилия, которые он будет совершать, несмотря ни на что.

Исаак Сирин придает большое значение тому, чтобы человек малые усилия не терял, сосредоточение свое на Боге не терял.

Как он говорит в другом месте:

"Накройся мантией и засни, если совсем ни на что нет сил, но не выходи из своей кельи".

Это он обращается к монаху, который в затворе живет. Ну а в случае с человеком, живущим в обществе, другие подобные советы могут родиться. То есть он говорит:

"Не теряй малого усилия, малого внимания".

Вот retha может ослабнуть и потом снова вернуться. Или этот энтузиазм может перейти, например, в разгорячение человека в молитве, который описывается как нежелательное, или может перейти в то, что человек будет гордиться собой считая себя преуспевшим.

Слова Исаака Сирина замечательны тем, что они обращают внимание на свойство человека, нам знакомое из повседневной жизни. Он обращается к людям во многом таким же, как мы.

Он обращается не только к изумлению, делающему человека подобным ангелам, к изумлению, в котором прекращается молитва. Он обращается к нашему с вами понятному психологическому состоянию и дает мудрый совет.

И есть надежда, что слова Исаака Сирина, обличенные, к тому же, в такую форму "демоны боятся равномерности", форму, которую трудно забыть, поддержат вас, если вы устали, дадут вам надежду, если кажется, что нет сил для того, чтобы заниматься тем или иным видом делания, которое вы выбрали для себя, что эти слова сориентируют вас и научат получать удовольствие от чувства соразмерности.

Потому что Исаак Сирин говорит о соразмерности, как о красоте, той самой красоте, в которой дело неотличимо от образа, и, стало быть, такой красоте, которая действительно может спасать и преображать.

Текст основан на видео с портала «Иисус»