или Дубайский синдром
Пару лет назад коллега из Катара рассказывал мне, что времена, когда каждый арабский шейх тянулся в своей архитектуре поближе к солнцу и хотел повторить небоскребный силуэт Дубая - уже в прошлом. В столице Катара - Дохе теперь совсем другая архитектура считается современной - например квартал Мшериб - не столь пафосный, но гораздо более комфортный для человека, отличается транспортными потоками, убранными под землю и современными климатическими технологиями.
Но это нефтяные (и газовые) шейхи - они могут многое себе позволить. В России живут люди не менее бедные, но слегка - лет на 30 - отставшие от мировых архитектурных трендов. Поэтому у них сегодня просыпается "движение вверх" в попытке построить что-то самое высокое без оглядки на грунты, городской контекст, рыночный спрос.
Встречайте: центром композиции станет 250-метровая башня. По высоте она сравнится с деловым районом «Москва-Сити». Но будет все это не в Москве, а в Самаре. Да и построить первые два крайних домика всего-то на 28 этажей каждый обещают только в 2028 году! А когда еще дойдет очередь до центрального небоскреба ...
Российские девелоперы умных статей не читают, поэтому действительно современные тенденции и подходы к городскому развитию им неведомы. Тем более, им неведомы прогнозируемые предпочтения юных поколений россиян, которые обещают стать основными покупателями году в 2028 и позже. Новое поколение Альфа, возможно, вообще будет относиться к покупке недвижимости весьма холодно, предпочитая мобильность и аренду - на эту тему вышло обширное исследование АСИ и РГУД, о котором я писал недавно.
Хорошо, пускай будут небоскребы. В конце концов, если есть девелоперы, которые мечтают это построить, значит найдется сотня покупателей, которые всю жизнь мечтали смотреть на других свысока. Я даже готов, закрыв глаза, поверить в то, что они дополнительно раскошелятся на пару-тройку лямов и купят место в двух- и трехуровневом паркинге, а не будут бросать свою машину на дорожке у подъезда. И в то что на территории предусмотрены встроенная школа и детский сад, скверы и аллеи с арт-объектами, тоже готов поверить. В конце концов - предусмотреть - совсем не значит построить.
Можно не обращать внимания на то, что по итогам 2022 года в Самарской области смертность почти в 2 раза превышает рождаемость - естественный прирост за год - минус 20 тысяч человек, а за 4 месяца 2023 года рождаемость упала еще на 2% (что, на самом деле хороший результат - в соседней Саратовской области падение - целых 5%). И будет продолжать падать в ближайшие годы. Круг покупателей стремительно сжимается.
Но если не хватит покупателей, наше социальное государство переселит в эти прекрасные квартиры жителей ветхих бараков со всей области - не пустовать же небоскребам. Не верите?
Или приедут наши дружественные китайцы и раскупят все квартиры. В это верится как-то больше. Однако у китайцев рождаемость еще ниже и своего нераспроданного говнобетона хватает? Что вы говорите! Ну тогда приедут афганцы в конце концов. Или граждане Эритреи.
Есть один важный момент, на который наши девелоперы предпочитают закрывать глаза. Вот, например, город небоскребов Нью-Йорк в плане. Размер рандомного квартала где-то на Манхэттене - 300х90 метров.
Вот городе небоскребов Гонконг. Размер квартала где-то на острове рядом с парком - даже поменьше - 65х110 метров
А вот Самара в том же масштабе. Стороны треугольника внутри которого появятся новые небоскребы - 1130 метров на 800 - по площади раз в 40 больше чем в городах, где небоскребы уже построены.
И новых улиц никто не собирается пробивать сквозь этот мегаквартал. Значит пробки станут еще плотнее, еще больше машин будет пытаться объехать эти пробки через жилые дворы. Девелоперы конечно могут свою застройку озаборить, но это значит что город станет менее проницаем и вы не сможете попасть коротким путем от Московского шоссе до ул. Мичурина ни пешком, ни на скутере.
В российских городах катастрофически мало улиц. Обычных улиц - капиллярной сети города. В последнее время если и строят, то все больше городские 6-8-полосные автобаны, а вот жилых улиц - не строят совсем. В утвержденном не так давно Минстроем Стандарте комплексного развития территорий для высокоплотной (это как раз та, где допускаются небоскребы) модели городской застройки рекомендуется плотность улиц 15-18 километров на квадратный километр площади города. Это квартальчик примерно 100х200 метров
А в советском СНиПе Градостроительство - по которому построены и продолжают строиться все города, рекомендуемая плотность улиц - 2-4 километров на квадратный километр, что привело к типовому размеру микрорайона 800х800 метров (500 метров до остановки общественного транспорта из любой точки микрорайона). И уплотнять уличную сеть в соответствии с требованиями новомодного стандарта городские власти в России не спешат. Потому что у них в бюджете банально нет денег на строительство и содержание уличной сети. Но это уже другая история.
Если ваши доходы в последние пару лет неимоверно выросли, как утверждают отдельные представители российской власти, то вас интересует цена вопроса.
Обычная - по мировым меркам конечно - но роскошная для России и, в целом, удобная двушечка в 70 метров (правда с совмещенным санузлом - а значит квартира не для семьи) обойдется всего-то в 10 миллионов рублей. Или 143 тысячи за квадрат. Планировки можно посмотреть на сайте жилого комплекса, который мне рекламу не оплатил, а значит вам придется поискать его самостоятельно.
Как знать, может быть в 28 году, когда покупатель надеется въехать в свое новое жилье с панорамным видом на заповедный берег Волги, за эти 140 тысяч в Самаре можно будет купить только стаканчик тыквенного латте? И покупка бетона окажется выгодной инвестицией.
Как знать ...