“«Но Я вспомню союз Мой с тобою в дни юности твоей и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестёр твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочери, но не от твоего союза. Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе всё, что ты делала», — говорит Господь Бог” (Иез. 16:60-63).
Гибель Иерусалима была неизбежна, но она не была окончательной. В этом, заключительном, разделе Иезекииль смотрит дальше разрушения города и переселения народа. Бог задумал установить новый союз, основанный на Его сострадании и прощении! Фиш пишет:
“Еврейские пророки никогда не оставляли свой народ в отчаянии. За самым резким осуждением и самыми страшными угрозами следовали слова надежды. Иудея забыла завет с Богом, вероломно нарушила его и должна пострадать от последствий; но Он вспомнит его и восстановит навеки. Что бы ни ожидало народ в ближайшем будущем, Он не оставит их насовсем”.
Иеремия, проповедовавший в то же самое время, возвестил наступление нового завета (Иер. 31:31-34). В Иез. 16 пророк говорит о том союзе, который Бог “вспомнит”; это не новый союз, а тот, что был заключён “в дни юности” Иудеи. Поэтому обещание, данное здесь, нельзя приравнивать к тому, о котором говорится в Иер. 31 и которое говорит о завете Христа в Новом Завете (см. Евр. 8:8-13). Об этом новом завете Иезекииль тоже говорит (Иез. 34), но обещание, данное в 16:60, исполнилось, когда закончилось пленение. Тогда люди вернулись в землю обетованную под руководством Ездры и Неемии.
Стих 60. “Я вспомню союз Мой”. В еврейском тексте после глагола стоит местоимение “Я”. Эта необычная конструкция (обычно местоимение не употребляется, так как на него указывает соответствующая форма глагола) обеспечивает дополнительное усиление (эта конструкция вновь появляется в стихе 62). Бог, по сути, говорит: “Несмотря на то что вы были непокорны, Я буду верен Моему завету. Я установлю с вами вечный союз”. Это не обычная фраза, указывающая на новый завет; она говорит о том союзе, который уже существовал, но нуждался в восстановлении, — о союзе, который Бог заключил с Израилем у горы Синай.
Стихи 61, 62. “И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе” — говорит Бог (см. 20:43; 36:31). Он часто предупреждал Израиль о том, как опасно забывать Его завет (Втор. 8:2-20; 16:12). Бог же, напротив, всегда помнил это соглашение (см. Быт. 9:15-17; Исх. 2:24; 6:5; Лев. 26:42-45). Хотя Иерусалим была нечестивее Самарии и Содома, Бог возвысит её над ними. Об этих городах уже говорится не как о сёстрах, а как о дочерях. Как “дочери”, они будут входить в состав более великой страны Израиль и находиться под юрисдикцией Иерусалима. Закон Моисея не обязывал Бога делать их дочерьми. Это ясно демонстрирует Божью милость.
“Но не от твоего союза”, — подчёркивает Бог. Израилю говорится о готовности Господа всё простить (ст. 61). Израиль не имел права восстанавливать нарушенный союз, но Бог выразил намерение восстановить отношения со Своим народом. К счастью для Израиля, Бог проявил милость. Отвергнутый Господь сказал: “Я восстановлю союз Мой с тобою” (ст. 62). Какой потрясающий пример Божьей природы!
Стих 63. Он сказал: “Когда Я прощу тебе всё...” Для Бога простить — значит “не вспоминать более” (см. Евр. 8:12; 10:17). Но к Израилю это не относится. Бог хочет, чтобы они помнили и стыдились — стыд всегда является для человека сильным побудительным мотивом, чтобы исправиться. Он также хочет, чтобы они помнили, дабы “впредь нельзя было [ей] и рта открыть от стыда”. Иудея не имела никаких оснований хвастаться своей праведностью. Ей нечего было сказать, потому что теперь все знали правду: она была воплощением нечестия!