Это про сплетниц. А если это не бабушка у подъезда, а известная актриса? В таком случае дама не сплетничает, а просто делится воспоминаниями. Вот и Ирина Алфёрова поделилась ими на Забайкальском международном фестивале в Чите.
Ирина Ивановна рассказала, как в 1985 году отправилась с группой советских артистов в Афганистан. И в составе этой "фронтовой бригады" оказалась 23-летняя грузинская исполнительница Тамара Гвердцители.
Вот что поведала Ирина Алфёрова своим почитателям, а корреспондент " "Комсомольской правды" Мария Ремизова записала:
"Когда мы собирались в Афганистан, планировалась очень большая команда. Но на разных этапах все поотпадали - до Шереметьево доехали единицы: кто заболел, кто забеременел, кто испугался. Вот и Тамара Гвердцители, которая с нами должна была ехать, испугалась..."
А было чего пугаться юной Тамарочке!
1985-ый - год проведения так называемой Кунарской операции, где советскому гарнизону в Асадабаде, который составлял менее 1 тысячи человек, противостояла группировка душманов в 6 тысяч.
А вообще с 1980 по 1985 г. подобные операции, как утверждают зарубежные источники, советскими войсками проводились 7(!) раз. Так что артисты действительно ехали не в увеселительную поездку. И их опасения понятны.
Только Тамара Гвердцители вопреки всем страхам всё-таки полетела в Афганистан. Вот как об этом вспоминает Ирина Алфёрова:
" Она была смешная. Помню, мы только прибыли в Кабул, все ещё молоденькие, сидим на завтраке в столовой. И вдруг она как закричит:
" Водки! Дайте скорее водки стакан!"
" Комсомольская правда", недолго думая, так и озаглавила этот эпизод: "Гвердцители просила на завтрак стакан водки!
Какие ассоциации возникают при подобной информации? - Всем известные.
Но далее рассказчица поясняет: молодая грузинская певица намеревалась использовать этот напиток в чисто медицинских целях. А журналистка "КП" цитирует слова Тамары, которые по памяти приводит Алфёрова:
"... Мама сказала, что я обязательно должна выпить стакан водки, а если не выпью, то обязательно отравлюсь..."
Мама Тамары оказалась права: артисты действительно отравились, поскольку, по данным Алфёровой, питались одними консервами, а те не все были хорошими.
Вот и пришлось полежать в госпитале под капельницами. Правда, Ирина Ивановна не уточняет, разделила ли их печальную участь Тамара Гвердцители. Но сообщает важную деталь:
"Тамара потом не поехала дальше, осталась у наших дипломатов. Сказала, горло болит, не может разговаривать..."
Как обстояли дела со здоровьем грузинской певицы в тот момент, доподлинно неизвестно. Не подтвердить, не опровергнуть...
Сама Тамара Михайловна находится в США и даже не догадывается, какие факты её биографии всплывают, благодаря воспоминаниям Алфёровой.
Почти 40 лет минуло с тех событий, но 72-летнюю актрису всё ещё гложет обида на Гвердцители:
" А когда мы вернулись, ей единственной дали какую-то медаль, звание, вмонтировали в нашу фотографию на танке. Я почему-то это запомнила- ну как человек так может? Пусть это будет на её совести..."
Что и говорить, когда нет значимых ролей, и молодость прошла, некоторые артисты начинают зарабатывать "мемуарами". Дело, конечно, прибыльное, но почему-то напоминает банальные сплетни. А о сплетниках Андрей Вознесенский сочинил целую оду:
У-у-у, сплетники!
У-у-у, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
Их уши, точно унитазы,
Непогрешимы и чисты.
Что же касается Тамары Михайловны, то здесь приходит на ум другое высказывание:
Не думаю, что Ирина Алфёрова повинна в таком низменном чувстве как зависть. Она-счастливая женщина и всё ещё востребована в профессии, судя по появлениям на телевидении и приглашению в Читу.
Скорее всего в Ирине Ивановне заговорила застарелая обида: не оценили, не наградили... Такое с возрастными дамами случается. Вдруг нахлынут воспоминания и накроют с головой. Но на помощь тут могут прийти бодрые строчки Игоря Губермана:
Я смотрю на нашу старость с одобреньем:
Мы заняты любовью и питьём.
Судьба нас так полила удобреньем,
Что мы ещё и пахнем, и цветём...
Что же касается Тамары Михайловны Гвердцители, то если до неё дойдут эти воспоминания коллеги и ранят её, в утешение можно привести такой афоризм:
Впрочем, говорят, что в Америке Тамара Михайловна и думать забыла о России и даже песни на русском больше не исполняет. Но это опять же домыслы, чтобы не сказать сплетни. Поэтому сочтём за лучшее послушать комментарии самой певицы. Что-то мне подсказывает, что мы ещё увидим её в Москве. И не только.