Найти в Дзене

Наши врачи в массе своей не обучены навыкам коммуникации с пациентами? Хочу провести опрос

В медицинских вузах России обычно не уделяется достаточного (или вообще никакого?) внимания развитию навыков продуктивного общения с пациентами. Раньше был курс деонтологии и этики (сейчас преподают биоэтику) - там очень вскользь затрагивали эти вопросы чисто теоретически. Ну примерно так же навыкам общения помогает изучение этики в курсе философии. Т.е. почти никак.

Общение с пациентом - это отдельные, довольно сложные материи, которым нужно специально учиться, и не просто учиться, а тренировать и оттачивать этот навык на мастер-классах и в ролевых играх. Пока что у нас этого нет. В то же время например в США при обучении врачей этому уделяется много внимания и насколько я знаю есть специальный курс (отнюдь не фиктивный) по коммуникации с пациентами и их родственниками.

Не у всех людей, работающих врачами, есть врожденная тактичность, деликатность и воспитанность, которые помогают врачу строить общение с пациентом, даже если он не проходил специального обучения. Но и такому деликатному врачу важно учиться при необходимости держать дистанцию, говорить "нет", знать, как себя вести в конфликтной ситуации (которых избежать полностью практически невозможно).

Для владения навыками же обычного делового общения такой хорошо воспитанный (силами семьи прежде всего, а также и благодаря своим биологическим предпосылкам) врач в основном подготовлен и так. Но и ему не помешает отточить свои знания и умения в таком тонком деле. Ведь удовлетворенность пациента (на мой взгляд) не менее чем наполовину зависит не только от правильности назначенного лечения, но и тем КАК оно было назначено, как врач встретил пациента, как с ним поговорил, как его осмотрел, как разъяснил, что с пациентом происходит и как совместными усилиями решать проблемы пациента со здоровьем.

В общем, я решил провести мини-социологический опрос среди читателей моего блога: какие черты поведения врача больше всего вас раздражают, бесят, "вымораживают", разочаровывают?
И наоборот: какие особенности поведения врача особенно импонируют?
Обещаю, что внимательно изучу ваши комментарии и возьму на вооружение.

Итак, жду ваших комментариев! Всех врачей - с наступающим Днем медицинского работника.