Вы замечали, друзья, как часто в современной детской и подростковой литературе встречаются дети с ОВЗ? Тема безусловно важная и нужная, но повышенное внимание к ней лично меня настораживает - неужели настолько актуально сегодняшним детям?
Повесть Анны Вербовской при беглом предварительном знакомстве может показаться ещё одной книгой об особом ребенке, но это не совсем так.
О чем книга
Отец мечтает о сыне и радуется безмерно, когда сын рождается. Не сразу становится ясно, что совместные походы, рыбалка, подготовка к экзаменам по физике - ничего не сбудется.
Толик умственно отсталый.
История рассказана от лица девочки Аси, на 8 лет моложе Толика. Они двоюродные брат и сестра, но как будто родные, в детстве даже жили вместе.
С Толиком непросто:
Дождавшись, когда мама отвернётся и полностью погрузится в учебный процесс, мой старший брат бесшумно подкрадывался к коляске... деловито заглядывал внутрь... проверял, все ли там в порядке... по всей видимости, он не очень-то доверял моей маме в деле убаюкивания ребёнка, считал, что лучше чем он, этого не сделает никто.
А-а-а-а-а-а!!! - сиреной взвывал Толик, изо всех сил тряся, мутузя и дёргая в разные стороны коляску. - А! А! А!!! Иди па-а-а-а-а-ать!!!
- А-а-а-а-а-а-а-а!!! - я заходилась в яростном крике и спать больше не желала совершенно.
- Господи! - подскакивала из-за учебников мама.
Толик растет, но не взрослеет. Любит пироги с яблочным повидлом, поезда и своего игрушечного медведя.
Для чего-то он пришел в этот мир?..
За что я полюбила эту повесть
🎯 Книга, собственно, не о человеке с ОВЗ.
Она о том, как беда сплачивает, а не разобщает близких. И большая семья - не идеальная, объединившая таких разных людей - оказывается настоящей, дружной, со стержнем.
В книге много любви и на ней все держится. Само олицетворение любви - бабушка. Для неё Толик всю жизнь был просто внуком, какой достался - такого и любила, растила, баловала.
🎯 Анна Вербовская написала о своем детстве с шумными играми, бабушкиными пирогами, купанием в реке - все это близко и узнаваемо.
🎯 Автору удалось рассказать эту историю без надрыва, не выжимая слезы (хотя я проревелась на главе "Наследство", но это уже на переменах к лучшему). Острой жалости не было ни к Толику, ни к его родителям и родственникам и, думаю, не потому, что я зачерствела душой.
Толик изменил жизнь своих близких, не все перемены были к худшему.