Советские снайперы в годы войны прославились своей высокой эффективностью. На их счету многие тысячи уничтоженных врагов. Однако даже самые опытные снайперы испытывали серьёзные проблемы в наступательном бою.
Дело в том, что основной упор в подготовке снайперов в СССР делался на ведение огня из укрытия. В таких условиях снайпер имел возможность подготовить позицию, сделать расчёты для выстрела, выявить приоритетные цели. Всё это можно было сделать только в оборонительных боях, когда обстановка на фронте была относительно спокойной.
Но вся эта благостная картина рушилась во время собственного наступления. Здесь от снайпера уже зачатую требовали двигаться в боевых порядках пехоты и вести огонь навскидку. В итоге, во время Курской битвы многие знатные снайперы получали боевые награды за штурмовые действия. И работали они при этом не снайперской винтовкой, а автоматом и гранатой. То есть результативный снайпер превращался на поле боя в обыкновенного стрелка.
Надо сказать, что командование осознавало эти проблемы и искало пути их решения. Вариации были различными. В общем случае пришли к тому, что в армиях были свои команды снайперов, которые подчинялись командирам полков или дивизий. Это убирало проблему неквалифицированного командования со стороны командиров рот и взводов. К тому же, этим самым командирам было чем заняться во время атаки кроме организации огня снайперов. Но при этом бывали случаи, когда снайперы превращались просто в охрану штаба или нештатный пехотный резерв.
По другому пути пошли во 2-м гвардейском стрелковом корпусе 6-й гвардейской армии. Понимая, что во время атаки давать снайперу задачи некому и некогда, штабные офицеры предложили поставить снайперам задачи ДО начала боя.
Выглядело это следующим образом:
Перед началом своего наступления снайперы-одиночки выдвигались на передний край и нейтральную полосу. Это происходило во время артиллерийской подготовки. Пока на немецких позициях рвались снаряды, противник не мог наблюдать за выдвижением снайперов и мешать им.
Затем следовали перенос огня в глубину обороны противника и атака советской пехоты. Немцы в этот момент выбирались из укрытий и начинали вести ружейно-пулемётный огонь. Вот тут-то и вступали в бой снайперы. Они своим огнём уничтожали пулемётные и миномётные расчёты, а также офицеров и простую пехоту. Это давало возможность нашим стрелковым подразделениям продвигаться вперёд, неся меньшие потери.
Удивительно, но даже к концу войны такое простое решение было для Красной армии чем-то вроде смелого эксперимента. До начала 1945 года этот опыт не был распространён повсеместно и никак не тиражировался.