Найти тему

Трансформация афинской театральной культуры около 400 г. до н. э.

Кратер Прономос, несомненно, знаменует собой кульминационный момент производства греческих ‘театральных ваз’. Однако, возможно, не будет преувеличением утверждать, что это великолепное зрелище можно одновременно рассматривать как свидетельство и симптом больших перемен или – в зависимости от точки зрения – даже кризиса в афинской театральной культуре. Что касается ее реальной образности, то особого внимания заслуживают три аспекта. Во-первых: отказ от воспроизведения сцены из пьесы переносит акцент с воздействия реального театрального представления на театр как институт; во-вторых: расположение главных героев подчеркивает два источника власти: Диониса как вдохновляющего покровителя театра и граждан полиса как организаторов представлений; в-третьих: акцент на сатирическую пьесу объясняется главным образом их визуальной и семантической эффективностью. Хотя, конечно, нельзя сказать, что ваза Прономоса ‘не имеет ничего общего с драмой’, я полагаю, она имеет довольно много общего с общим развитием классических Афин, тем, что превратило драматические представления в сцену, на которой можно было добиться социального отличия и продвижения. Мой краткий обзор соответствующих памятников, хорегических и других, призван дать представление об огромной динамике этого процесса. Оглядываясь назад, праздничное собрание на кратере Прономос представляет собой одновременно прощальное собрание театра как форума, на котором граждане полиса обменивались интеллектуальными знаниями, и приветственную вечеринку в честь театра как средства индивидуального самовосхваления и продвижения на общественной арене города Афины

Ваза Прономос была изготовлена в конце пятого века, в период, когда афинская театральная культура переживала глубокую трансформацию. Ряд современных — или, по крайней мере, древних - литературных источников предоставляют некоторую информацию о характере театральных постановок того времени. Во-первых, тот факт, что ни один из поэтов, последовавших за тремя трагиками Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, не создал трагедии, которую древние считали достойной копирования в достаточной степени, чтобы она сохранилась. Во-вторых, Аристофан, который в своих "Лягушках" 405 года заставляет Диониса объявить, что ему трудно назвать поэта с положением: лучшие мертвы, а те, кто все еще живет, плохие — намек на тот факт, что Софокл и Еврипид незадолго до этого скончались. В-третьих, принятое в 386 г. решение включить пьесы трех великих трагических поэтов в дополнение к новым пьесам, исполняемым по случаю Великой Дионисии. Это привело к официальному разграничению между современными произведениями и произведениями Золотого века прошлого.