Эта тема должна получиться дискуссионной, и скорее всего, сторонники разных мнений так и не сойдутся в едином мнении. Да это и не нужно.
У многих, если не у всех психологов есть правило, по которой отменить или перенести сессию можно не менее, чем за какое-то количество часов.
Предлагаю сегодня порассуждать о том, имеет ли место такое правило, допустимо ли оно и о каком количестве часов должна идти речь.
Для меня и моих клиентов это правило существует с самого начала платной консультативной практики. (Когда в начале был опыт бесплатных консультаций для набора опыта, то я просто больше не принимала людей, которые забивали и пропускали сессию).
Лично у меня правило отмены действует не менее, чем за 24 часа.
Так выглядит пункт в информированном согласии, которое я отправляю клиентам.
Важно, что речь идёт именно об обстоятельствах непреодолимой силы, так как, например, даже проспать сессию – это может быть очень показательный момент для терапии. Это может быть и момент сопротивления, и в целом внутреннего конфликта.
Конечно, каждый может застрять в лифте, сломать ключ в дверном замке или попасть в зону затопления. Тогда ни о какой оплате несостоявшейся сессии не может идти и речи!
А как быть с ДТП?
Это интересный момент, потому что когда я составляла информированное согласие, то прочла большое число подобных документов моих коллег. И заметила такую тенденцию: кто-то пишет, что ДТП может тоже является фактором сопротивления, нежелания работать над собой. Но лично для себя я определила, что всё-таки не стоит настолько «психологизировать» ситуацию и искать порой сопротивление там, где его нет.
Могу сказать, что за два года практики мои клиенты всегда соблюдают это правило!
Один раз был случайный пропуск сессии без оплаты, и то по моей вине, так как начав работать, я не отправила клиенту согласие с условиями. Но что интересно: этот клиент через несколько месяцев случайно проспал сессию и когда вышел на связь, то без вопросов оплатил моё время. И на следующей сессии обсудили, что это было весьма терапевтично.
Бывали случаи, когда клиент резко запрашивал внеочередную сессию, в итоге пропускал, оплачивал (случайно перепутав, например, время) и на самом деле, даже в таком виде закрывал потребность в сессии.
Так почему же оплата не состоявшейся по вине клиента сессии необходима?
Во-первых, это время психолога, которое он бронируют под определённого клиента. Естественно, если мне пишет другой клиент с желанием попасть на занятый час, то я его уже не смогу принять. И когда человек не приходит, не оплачивает, то получается я теряю и время, и деньги, и еще и человек, которому я отказала также не получил консультацию.
Во вторых, (здесь говорю только относительно себя) во время сессии, которая не состоялась (когда я жду, а человек не тприходит) по сути я тоже работаю, так как занимаюсь тем, что анализирую записи по этому клиенту, просматриваю профессиональную литературу на тему запроса клиента. То есть это время я посвящаю клиенту, который не явился.
Иногда бывает, что клиент проспал, проснулся, но решает выйти на остаток сессии (пусть даже 20-30 минут). Поэтому я не выхожу из конференции Зум до того момента, пока не получу ответ клиента, что «нет, сессию мы не проводим».
В-третьих, неявка на сессию - это ответственность каждой из сторон. И для недисциплинированных в жизни клиентов, которые привыкли в последний момент всё бросать/отменять будет крайне важно и терапевтично оплачивать все пропуски. Таким образом, человек обучается нести ответственность за себя в целом.
Не забываем, что общение с психологом - это мини-проекция реальной жизни и поведения, которое демонстрирует человек в жизни.
24 часа - это то время, которое достаточно для изменения своих планов и расстановки приоритетов, что важнее.
Безусловно, в каждом правиле есть исключения. И когда я работаю, например, со студентами (что часто бывает), то с полным пониманием отношусь, когда внезапно ставят пары или назначают встречи по учебе. И конечно, не беру оплату за такой пропуск. Но опять же, важно потом обсудить этот пропуск на сессии, чтобы исключить возможное сопротивление.
Или те же мамы с малолетними и не только детьми, у которых внезапно ночью может подняться температура, срочно могут вызвать в школу и прочее. Это же обстоятельства, не зависящие от клиента, так что тоже плату не беру за пропуск. Другое дело, если такая ситуация возникает с завидным постоянством...
А что если не приходит психолог?
В моих правилах прописано, что
За всё время работы не было такого, что я не выходила на связь с клиентом.
Исходя из взрослой позиции, необходимо договариваться обо всех условиях на берегу. Я всегда пишу клиентам о том, что «если что-то не устраивает - говорите, мы обязательно обсудим этот момент».
Баланс во всех сферах важен для каждого человека, а для психолога тем более! И выдерживать эту грань гибкости и жесткости (в смысле приверженности своим же правилам) тоже очень важно. А вот как это делать остается на совести каждого специалиста.
И еще в конце добавлю, что если психолог вводит правило отмены и никогда ему не следует, то клиенту стоит задуматься об этом… потому что вероятно, эта тенденция может перетечь и в другие правила, обещания.
Насчет правомерности или нет такого действия я снова сошлюсь на условия, которые оговариваются на входе. Конечно, неправомерно требовать оплаты пропуска, если этот момент не был проговорен, потому что здесь не действует "незнание закона не освобождает от ответственности". Если человек изначально негативно настроен на терапию, то он любое правило извернёт таким образом, что всегда будет плохой психолог.
Поэтому, я считаю, что такое правило работает не только в сторону психолога, но и в сторону клиентов, что доказано не единожды на примере моих клиентов!
Коллеги, поделитесь вашим мнением на счет оплаты пропущенных просто так сессий? Клиенты, просто посетители этого сайта, а что вы думаете на этот счет?
Автор: Екатерина Трухачёва
Психолог, Нейрокоуч КПТ ДПДГ-EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru