В прошлый раз мы изучили первый принцип безопасности игры, а теперь предлагаем перейти ко второму. Он звучит так:
Все, что человек делает в моменте, он делает с благими намерениями. Человек не может делать зла осознанно. Да, может потом пожалеть, но в моменте все поступки добрые.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы причинили зло другому, полностью это осознавая. А в следующее мгновение, возможно, пожалели. Так устроена обычная расщепленная личность. Для защиты от подобных поступков существуют такие механизмы психики, как отрицание, замещение, проекция, рационализация, подавление, сублимация и так далее.
Не бывает злых поступков здесь и сейчас. А значит, не бывает злых людей. Все люди — добрые. Просто зачастую они действуют исходя из того понимания добра и зла, которое отличается от вашего.
Следствие первое
Трансформация ценностей происходит только через личный опыт, то есть, через ошибки. Знания нужны для того, чтобы распознавать ошибки заблаговременно и уменьшать их последствия.
Так как все поступки совершаются из добрых намерений, логично предположить, что есть разные уровни представления о доброте. Их и описывает спиральная динамика.
Следствие второе
Каждое решение — это ошибка! Каждое действие — вершина опыта нашей текущей картины мира. Но если мы развиваемся по спирали, то через какое-то время поймем, что могли бы сделать и лучше. Не стоит наказывать себя за это.
Все, что мы делаем, одновременно и правильно, и неправильно. Правильно — потому что это максимум наших возможностей на текущий момент. Неправильно — потому что через 10 лет мы поймем, что могли бы сделать лучше. Но чувство вины пропадает на высших уровнях, начиная с седьмого.
Ну а если каждое решение — это ошибка, то просто глупо ничего не делать!
Негласный принцип корпоративной культуры Halliburton:
В нашей компании нельзя стать инженером, пока не накосячишь хотя бы на 1 000 000 долларов.
Все поступки одновременно ошибочны и правильны, так как являются вершиной нашего жизненного опыта в момент их совершения. Даже если вам трудно, не сдавайтесь — взлетайте и продолжайте играть!
Понимание того, что все люди добрые, просто действуют из определенной картины мира восприятия добра и зла, позволяет игроку работать не столько со следствиями (поступками), но и непосредственно с картиной мира (причиной их совершения). Умение видеть картину мира, которая «играет» в человека, помогает применять понятные для него аргументы и позволит вам быстрее договориться и сделать.
Следующая статья: Как развивается операционная система организации по спиральной динамике