Найти тему
Изян

Саксонские войны

Оглавление

Саксонские войны (772-804) были серией конфликтов между франками при Карле Великом, которые стремились завоевать Саксонию и обратить население в христианство, и саксами, которые сопротивлялись. Конфликт длился более 30 лет в течение 18 кампаний и унес тысячи жизней до победы Карла Великого в 804 году и обращения саксов / ассимиляции с населением в целом.

Подписывайтесь на телеграм канал Истории



Непосредственной причиной войн было разрушение церкви в Девентере на территории современных Нидерландов саксами, возражавшими против миссионерской деятельности на их территориях. Девентер был основан c. 768 специально для этой цели англо-саксонским миссионером Лебуином (ум. 775) для обращения жителей Утрехта и окрестных земель, которые, возражая против этих усилий, объединились с саксами, чтобы сохранить свои традиционные религиозные верования и таможня.

Франкские лидеры Карл Мартель (годы правления 737–741) и Пипин Короткий (мэр Нейстрийского дворца в 741–751 и король франков в 751–768) оба безуспешно пытались подчинить себе Саксонию, поэтому дело было подхвачено Карл Великий (король франков 768–814, король франков и лангобардов 774–814, император Священной Римской империи 800–814), который превратил это в крестовый поход по христианизации Саксонии силой. Войны завершились депортацией 10 000 саксов в Нейстрию в 804 г., которых затем в Саксонии заменили франки. Саксы продолжали оказывать культурное влияние в Саксонии и других местах, но ассимиляция ослабила религиозные и культурные традиции, за которые они боролись.

Саксы


Саксы были германским народом, поселившимся в районе Северной Германии в какой-то момент до 4 века н.э., в конечном итоге основав свои провинции Ангрия, Истфалия и Вестфалия в регионе, который стал известен как Саксония. Их первое достоверное упоминание в исторических записях относится к 356 году, когда они упоминаются как пираты, совершавшие набеги на прибрежные порты Галлии и Британии. Они практиковали форму германского язычества, но подробности обрядов неизвестны, поскольку они не вели письменных записей и не имели стандартного текста священных писаний. Их социальная структура также неясна по той же причине — они полагались на устную традицию для сохранения своей культуры — но, похоже, на нее повлияли их религиозные убеждения.

Саксонское общество, по-видимому, представляло собой иерархию с дворянами наверху, затем свободными, затем низшим классом, затем рабами. Жертвы - иногда включая человеческие жертвы - приносились богам, а религиозные обряды включали почитание священной колонны, известной как Ирминсул, которую более поздние авторы иногда характеризуют как дерево и, как полагают, возможно, несли тот же символизм, что и Мировое Древо. Иггдрасиль, Древо Жизни, наиболее известное из скандинавской мифологии. Ученый HR Эллис Дэвидсон отмечает:

Описание Ирминсула как universalis columna соответствует образу Мирового Древа, Иггдрасиля, одного из самых могущественных символов в скандинавской мифологии, который, как говорят, стоит в центре миров богов и людей. У скандинавов эпохи викингов дерево кажется главным символом центральной оси мироздания, но можно увидеть и так называемые «высокие столбы» из дерева, которые служили главной опорой в центре залов и святилищ. как северный вариант германских столбов, возведенных в святых местах. В литературных источниках такие столбы связаны с богом Тором.


Неизвестно, как саксы относились к Ирминсулу, как и какие-либо ритуалы, связанные с ним, но объект явно имел большое религиозное, культурное, политическое и военное значение, и, похоже, в его присутствии созывались общественные советы. У саксов не было ни короля, ни двора, но созывались собрания, на которых члены всех трех классов имели право голоса при решении юридических, политических, социальных и военных вопросов. «Провинции» Саксонии не находились под каким-либо централизованным управлением, но были более или менее самоуправляемыми в соответствии с общими культурными ценностями.

Поскольку их религиозные убеждения были тесно связаны с их культурой и обществом, они яростно отвергали попытки христианских миссионеров обратить их. В более поздних Каролингских хрониках (Анналы королевства франков) отмечается, как саксы интерпретировали обращение как работу злых духов, стремящихся уничтожить их, настроив верных членов сообщества против давних традиционных обычаев и заменив их новыми моделями. Отвергнув христианство, саксы сопротивлялись политическому и военному давлению, чтобы заставить их подчиниться своим соседям франкам, которые отстаивали дело новой веры в объединении своего королевства.



Карл Великий


Карл Великий пришел к власти в качестве соправителя вместе со своим младшим братом Карломаном I (годы правления 768–771) после смерти их отца Пипина Короткого, которому церковь в 751 году даровала недавно созданный титул короля франков. Церковь контролировал правление Пипина посредством документа, известного как Дар Константина, который, как утверждалось, был составлен после обращения Константина в христианство и установил Церковь как единственную политическую власть на земле, которой христианский монарх добровольно подчинился, и затем церковь предоставила власть править. Документ был подделкой, но Пипин никак не мог об этом узнать, и свою политику он проводил в интересах средневековой церкви не меньше, чем для себя.

После его смерти Карл Великий хотел продолжить свою политику, особенно в отношении военных кампаний, в то время как Карломан I призывал к осторожности и дипломатии. Карл Великий игнорировал своего брата и проводил успешные кампании в Аквитании, разозлив Карломана I и угрожая перспективой гражданской войны, когда Карломан умер в 771 году и Карл Великий стал единственным королем франков. Он быстро определил себя как защитника Церкви — хотя нет никаких доказательств того, что он когда-либо принимал дар Константина как авторитетный документ — и преследовал всех, кто выступал против церковных учений посредством военных кампаний.

статуя Карла Великого
статуя Карла Великого

Советник Карла Великого, священнослужитель и ученый Алкуин Йоркский (л. 735-804), возражал против этой политики, отмечая, что насильственное обращение не имеет никакой ценности, поскольку нужно прийти ко Христу по собственной воле. Карл Великий отверг этот совет, и его первая попытка обращения мечом была предпринята против саксов в 772 году, хотя неясно, было ли это его главной мотивацией в начале Саксонских войн. Ученый Роджер Коллинз комментирует:


Отдельные кампании Карла Мартеля и Пепина остановили давление саксов вдоль реки Липпе, но не превратили франкское правление в реальность в этом районе, не говоря уже о Саксонии в целом. В 772 году Карл Великий был полон решимости подчинить себе южную группу саксов. Это включало не только военное завоевание, но и их интеграцию во франкскую культурную орбиту посредством их насильственного обращения в христианство. Неясно, было ли это его намерение с самого начала, но к 775 г. оно определенно стало таковым.



Первоначальной целью первой кампании 772 г. было взятие Эресбурга и разрушение там религиозного центра, в который входили Ирминсул и значительная казна его святыни.


Ранние кампании и разрушение Ирминсула


Карл Великий оправдывал начало этой кампании против саксов в отместку за разрушение ими церкви в Девентере в 772 году. Однако кажется очевидным, как отмечает Коллинз, что он собирался продолжить военные действия против Саксонии в соответствии с политикой Карла. Мартель, Пипин Короткий и усилия церкви по обращению — даже если церковь Девентера никогда не была затронута.

Империя Карла Великого в 814 г
Империя Карла Великого в 814 г

Он нанес удар по Эресбургу, разрушив там священный Ирминсул, разграбив храм и убив людей, прежде чем отправиться обратно в свое королевство с несколькими заложниками, чтобы гарантировать хорошее поведение при соблюдении предложенных им условий. Коллинз комментирует разрушение «Ирминсула»:


Точная природа этого предмета неизвестна, но его расположение на недавно приобретенной территории на расширяющейся южной границе саксонской территории предполагает, что он был больше, чем предметом традиционного почитания, и был непосредственно связан с военной победой и завоеванием. Таким образом, его разрушение было не только прибыльным с финансовой точки зрения из-за захвата сокровищницы приношений в святилище, но и было задумано как удар по моральному духу саксов.



Полагая, что саксы будут соблюдать его условия, он оставил регион в покое и выступил против лангобардов, победив их в 774 году и заявив, что он король франков и лангобардов. Саксы, возможно, возглавляемые в это время Видукиндом (цитируется как саксонский лидер между 777-785 гг.), отвергли условия Карла Великого в том же году, предприняв набеги на франкскую территорию, разрушив Эресбург и разграбив монастырь в отместку за разрушение Ирминсул. Карл Великий снова обратил свое внимание на этот регион и победил саксов в битве в 775 году, построив укрепления и лагеря, чтобы обеспечить соблюдение своей воли, прежде чем продолжить военные кампании в районе современной Италии.


Видукинд, Верденская резня и саксонские законы

Саксы снова восстали в 776 году и снова были подавлены Карлом Великим, который лично командовал своими войсками, чтобы наказать виновных в восстании. Видукинд сбежал и бежал в Данию, где он заключил соглашение с королем Зигфридом, позволяющее саксам укрыться в его королевстве. Этот пакт открыл путь из Саксонии в Данию, которым воспользовались многие саксы, спасаясь от крестовых походов Карла Великого. В 777 году Карл Великий созвал собрание в своем недавно основанном поселении Падерборн, чтобы получить представление саксонских лидеров и наблюдать за их крещением.

В записях об этом событии отмечается, что Видукинд не был среди присутствующих, и, хотя нет убедительных доказательств, вполне вероятно, что он вернулся из Дании, чтобы организовать дальнейшее сопротивление, которое вернуло Карла Великого обратно в Саксонию в 779 году. Коллинз комментирует трудности, с которыми столкнулся Карл Великий в победив саксов в отличие от других своих противников, таких как лангобарды:


Отчасти проблемой в подчинении саксов была сложность болотистой местности, на окраинах которой велись боевые действия. Это был регион, который сбивал с толку римские попытки завоевания во времена Августа. Но, возможно, еще более важным был характер социальной и политической организации саксов. У них не было королей или постоянных центральных учреждений. Не было у них, кроме таких крепостей, как Эресбург, и крупных поселений. Основными саксонскими социальными ячейками были расширенные семьи, и они занимали укрепленные фермы, скорее похожие на небольшие деревни… Таким образом, саксы не могли быть выведены из строя поражением одного лидера, а захват или разрушение ключевых поселений не привело бы к быстрому завоевание.



В 782 году Видукинд снова возглавил восстание саксов, разрушив церкви и вырезав франкские поселения. Карл Великий ответил еще одной кампанией и печально известной резней в Вердене, в ходе которой были казнены 4500 саксов. Затем он издал Постановления о Саксонии (также известные как Саксонские Капитуларии) из Падерборна, запрещающие практику германского язычества под страхом смерти. Ордонансы и другие декреты были использованы для издания Lex Saxonum (саксонских законов) в 802/803 г. к завершению конфликта, хотя эти более поздние законы были гораздо более примирительными, чем более ранние эдикты.

Видукинд
Видукинд

В 785 году Видукинд предстал перед Карлом Великим, чтобы присягнуть на верность и принять христианское крещение. После этого Видукинд исчезает из исторических записей, и Карл Великий, похоже, считал Саксонские войны завершенными, а себя победителем. Хотя есть записи о спорадических восстаниях и гражданских беспорядках, в течение следующих семи лет больше не было крупномасштабных восстаний.


Восстание и депортация


Саксы снова восстали в 792 г., начав с Вестфалии, но это восстание было быстро подавлено. Однако мир продлился недолго, так как в 796 году вспыхнуло еще одно восстание, к которому снова обратился Карл Великий лично во главе своих войск. Как отмечает Коллинз относительно капитуляции саксов и обещаний верности, «такие унизительные подчинения были эффективны только до тех пор, пока Карл Великий и основная франкская армия присутствовали, чтобы обеспечить их соблюдение» (282). Тем не менее, и несмотря на то, что Карл Великий лично командовал своими войсками, восстание продолжалось (или снова вспыхнуло) до 798 года.

Чтобы помешать саксам получить помощь или сбежать из его кампаний, Карл Великий прекратил миграционный путь в Данию в 798 году и усилил давление на саксов, чтобы они подчинились и обратились в христианство. Возможно, принимая во внимание совет Алкуина, Карл Великий смягчил свою позицию в отношении насильственного обращения и языческих обрядов и отменил смертную казнь в 797 году, прежде чем издать саксонские законы в 802/803 году. Когда сопротивление продолжалось, он приказал депортировать 10 000 саксов в Нейстрию и заменить их франками, положив конец саксонским войнам.

Заключение


Хотя Карл Великий, по-видимому, отверг дар Константина, он явно копировал свое представление о себе по образцу первого римского императора, принявшего и подтвердившего христианство, вплоть до того, что назвал город — Карлсбург — в честь себя, как это сделал Константин с Константинополь. Христианские средневековые тексты, защищающие Карла Великого, усиливают эту связь, утверждая, что Карл Великий, как и Константин, был поборником веры, а саксы были «демонами», которые объявили себя противниками Христа и поэтому справедливо заплатили своими жизнями и автономией.

Однако даже христианские источники отмечают жестокость кампаний Карла Великого против саксов, утверждая, что он «проповедовал» им «железным языком». Ученый Филипп Контамин отмечает, как «страх перед сверхъестественным наказанием и желание получить защиту Бога или его святых иногда заставляли вождей [того периода] сдерживать или запрещать опустошение» (262). Ни один из рассказов о Саксонских войнах не предполагает, что Карл Великий придерживался этой модели ни в малейшей степени, потому что, по его мнению, он был поборником высшего добра, сражающимся с силами, посланными против него темными, демоническими силами.

Число погибших в Саксонских войнах неизвестно, но со стороны саксов, согласно франкским летописям, между 772 и 782 годами было убито не менее 10 000 человек, а к 800 г., по низким оценкам, еще не менее 4 000 человек. их традиции даже после их номинального обращения в христианство и многие из их традиций, включая празднование Йоля ежегодно около 25 декабря, в конечном итоге стали частью обрядов новой веры. Однако их социальная структура, основанная на системе верований, объявленной Карлом Великим вне закона, была фактически уничтожена к 804 году, и любые более поздние спорадические восстания не могли ничего сделать, чтобы возродить ее.