Столько лет пользуюсь Стимом, но ума не приложу, по каким принципам происходит ценообразование в сегменте визуальных новелл (ВН). У меня накопился уже приличный опыт в их чтении, а системы в соотношении цена/качество так и не прослеживается. Среди дорогих ВН есть очень хорошие (Cinders, Solstice), а есть и пустые, переоценённые. Так же и в других ценовых категориях: есть ВН в пределах ста рублей (Shan Gui) и даже бесплатные (Lake of Voices, многим также нравится Lucid9), которые дают фору, извините, многим новеллам за полтысячи.
Автор двух десятков милых и печальных новелл ebi-hime поделилась информацией, что спрайт одного героя, заказанный у художника с DeviantArt, обходится в 30–100 долларов, в зависимости от сложности исполнения рисунка. Не меньше 30 долларов за изображение одного персонажа! Полагаю, в стоимость входят и все его эмоциональные вариации, которые нетрудно нарисовать, когда уже готово основное изображение, и всё равно это внушительная сумма. Учитывая, что обычно в новеллах гораздо больше одного персонажа, да ещё отдельно нужно платить за арты в ключевых сценах, иллюстрирование текста влетает в копеечку. Не забудьте также о ста долларах за публикацию игры в Стиме. Тем не менее, похоже, не этим руководствуются разработчики, назначая своим ВН цены кто во что горазд. Чем же тогда? Кто знает…
В этом посте:
• Aozora Meikyuu
• Flower Shop: Winter in Fairbrook
• Adolescent Santa Claus
• Fox Hime
• Lake of Voices
Aozora Meikyuu
Отвергнутый одноклассницей Аои бросает школу и проводит дни напролёт за компьютером, устраивая свидания с героинями взрослых визуальных новелл — уж они-то точно не разобьют ему сердце. В один прекрасный день поход в магазин оборачивается для него неожиданным знакомством с обнажённой девушкой, которая свалилась на него будто с неба.
Поведение юного затворника описано очень реалистично, многие узнают в Аои себя или своих однокурсников/одноклассников. Но если одинокие будни главного героя ещё можно вынести, то, когда на горизонте появляется девушка, повествование становится довольно неуютным. Оба героя слишком молоды, неопытны и глупы, чтобы их диалоги были интересными, а времяпрепровождение — продуманным и толковым. Всё происходит так неуклюже, что поминутно хочется давать героям элементарные советы, чтобы они не растранжирили все оставшиеся деньги, а девушка не закончила беременностью. Но изредка появляющиеся развилки сюжета не позволяют влиять ни на что, кроме итоговой сцены — концовки. Причём если действовать по уму, то конец будет плохим.
Любовь главного героя к хентайным симуляторам свиданий пронизывает всю новеллу, он не забывает о своих увлечениях, даже вступив в отношения со своей новой знакомой. Мне показалось, что отличной развязкой было бы то, что эта девушка — воплощённая героиня одной из этих новелл, поэтому она такая нарочито красивая и влюблённая в Аои — игрока. Но автор придумал нечто иное — ещё один неловкий сюжетный ход, который неизвестно куда ведёт и заставляет вспомнить игру Confess My Love.
Стоит этот эмоциональный мазохизм 129 рублей. Учитывая такую себе рисовку, делать здесь нормальному человеку нечего. Отдельно отмечу странное решение разработчика — единственную ачивку привязать к запуску игры.
Flower Shop: Winter in Fairbrook
Лёгкая и весёлая визуальная новелла о ленивой городской девчонке Натали и четверых её потенциальных женихах.
Особенность этой ВН — мини-игра с уходом за цветами. Начинается всё с покупки семян и прополки «грядок», а когда семена дают ростки, нужно поливать их и охранять от жуков, чтобы в итоге продать взрослый цветок. Каждое действие отнимает ход — час игрового времени.
Эта ВН относится к тому виду, где нужно совершать определённые действиям и тем самым прокачивать характеристики героини — классический симулятор свиданий. Зашла после работы в библиотеку — стала более культурной. Пришла пообщаться с умником в магазине хозтоваров — прокачала интеллект. Казалось бы, и ладно, пусть для интереса будет хотя бы такая прокачка умений, но для того, чтобы понравиться какому-либо парню, нужно развивать две характеристики, то есть налегать сразу на два места проведения досуга, где обитают два парня. Один из них тебе не интересен, но к нему нужно ходить даже чаще, чем к своей цели, потому что прокачиваемая на его локации характеристика — важнейшая из двух. По-моему, это неправильно. Ходишь трижды в неделю к парню в гости на ферму, вы мило общаетесь, вместе печёте печенье, у него рождаются какие-то чувства… и тут оказывается, что всё это время Натали строила глазки другому.
И так четыре раза, по количеству концовок с разными персонажами. Но подождите, концовок-то на самом деле девять. Если одна из них посвящена Натали, оставшейся в одиночестве, то откуда взялись ещё четыре? Каким-то образом на сюжет влияет то, сколько денег ты заработаешь в цветочном магазине. Игра объявляет, что граница находится на 400 долларах, но на самом деле, чтобы получить «нищенскую» концовку, нужно в последний день спустить на семена практически все свои деньги. Другой тактики получения этих концовок нет, потому что в цветочную мини-игру невозможно проиграть — спустя пару недель начинаешь делать всё автоматически. Да и такое ощущение, что дополнительные четыре концовки сделаны просто для количества — они тоже положительные, и варьируется лишь то, кто к кому приезжает в гости: Натали к своему парню или наоборот.
Меня терзает вопрос, которого даже нет на форуме. Натали приехала в Фэйрбрук на месяц: она появляется там в начале зимы и уезжает после Рождества. Почему же она проводит там 11 недель?! Это издевательство: на протяжении одного прохождения ты 11 раз планируешь неделю, 66 раз возишься с цветами, а в конце Натали вздыхает о том, как быстро пролетел месяц, в начале которого она даже завтрак себе приготовить не умела. Наверное, иначе бы просто сценарий не сложился: работать она должна не больше месяца, чтобы успеть после Рождества вернуться к учёбе, а развивать так быстро отношения Натали с ухажёрами у сценариста не получилось. И всё оставили как есть.
Когда достигаешь концовки, начинаешь понимать, куда ушли все средства и силы разработчиков. Заключительная сцена битвы снежками длится едва ли не столько же времени, сколько вся предыдущая новелла, к тому же она написана в разных вариациях, чтобы учитывать выбранного парня. Разнообразных и интересных картинок с стиле чиби в этой сцене просто вагон и маленькая тележка. Будь так же выполнена вся ВН, она бы стоила своих денег. Кстати, это 349 рублей.
Здесь полно персонажей и, соответственно, полно спрайтов, плюс рисунки в стиле чиби и арты в самых важных сценах — художник тут хорошенько заработал. Но потом программист запутался и в некоторых сценах назначил не те спрайты, особенно это заметно в сценах с парнем на ферме: однажды Натали готовила не снимая пальто (вот же экстремалка, рядом с работающей плитой и в домашней-то одежде жарко), а другой раз пришла к парню в гости в рабочем фартуке (смотри первый скриншот по этой игре), вслед за чем стала расстёгивать пуговицы пальто.
Да и само качество рисовки лично мне не понравилось. Дело не только в её примитивности. Взять, к примеру, спрайт персонажа по имени Трент. По задумке автора, Трент очень высокий, о чём неустанно напоминают в тексте. Как это показать? Может быть, поставить его спрайт ближе к верху экрана, чтобы было очевидно, что парень как минимум на голову выше всех? Слишком просто! Ему сделали длинные руки, из-за которых бедняга будто не помещается на экране и вызывает у меня ассоциации с монстром из Skyhill.
В тексте есть несколько оригинальных моментов, но в основном это всё та же «вода», что в других романтических новеллах.
Своих денег эта ВН не стоит, и я никогда не видела, чтобы на неё была скидка, так что проходите мимо и не жалейте.
Adolescent Santa Claus
Очень короткая бесплатная кинетическая новелла с не самым удачным переводом на английский, но отличным дизайном и рисовкой героини. Серьёзно, она такая короткая, что я заспойлерю её целиком, если попробую написать аннотацию, поэтому просто скажу, что сюжет довольно любопытный, даже неожиданный.
Симпатичная героиня ещё и озвучена (по-корейски). Потратить на полное прохождение этой милой новеллы 20 минут совсем не жалко.
Fox Hime
Будучи младенцем, Ян всё время плакал, и его измученная мама пришла в храм, чтобы попросить его духа позаботиться о малыше. С этих пор у мальчика появился дух-хранитель: девочка-лисичка по имени Мори, которая сопровождает его по жизни и заботится по мере возможности. Они оба знают, что, как только Ян повзрослеет и перестанет нуждаться в хранителе, Мори должна будет уйти, только парню уже 20 лет, а у него даже девушки нет, потому что все думают, что это место занимает Мори. Парадокс.
В двух словах: упущенный потенциал. Fox Hime прекрасно справилась с тем, чтобы её хорошо встречали по одёжке, но вот по уму её проводить хочется очень скоро. Это какая-то ВН наизнанку: в меню нет опции прокручивать ранее прочитанный текст, сам он появляется на экране очень медленно даже на самой высокой скорости, даже «перелистывание страницы» здесь происходит при нажатии не на пробел, а на Enter.
Перевод на английский настолько плох, что иногда не понятно, о чём говорят персонажи. Ты вроде догадываешься, что персонажи, по традиции визуальных новелл, просто переливают из пустого в порожнее, но понимаешь их разговор лишь частично. Под конец герои стали говорить о себе сугубо в третьем лице. На форумах пишут, что раньше было ещё хуже — например, Мори иногда называли Молли.
И всё же редко где встретишь такой уровень рисовки и анимации, правда? Героини выполнены в псевдо-3D, они дышат, моргают… Почти как в Nekopara. Но как можно было приступить к высококлассному и трудозатратному раскрашиванию и анимированию, не исправив ошибки в рисунках на этапе наброска? Только посмотрите на этот скриншот.
Это что у девочки справа, рука такая? Где вы видели такую руку? Она так не выворачивается! Или это шестой палец выглядывает?.. У меня мурашки от этой картинки. А ведь убрать лишний отросток — и будет нормальная рука.
К глазам тоже сплошные претензии: первое время видишь только глубину их цвета и красивое сочетание оттенков, а потом понимаешь, что они неправильно расположены, и «развидеть» это невозможно. Речь теперь о девочке слева. Ну, и любимая ошибка художников аниме — пиджак, облегающий большую грудь. Пиджаки делают из ткани, которая не тянется, так что если он сшит по форме груди, то его верхняя часть под лацканами в расправленном состоянии выглядит, грубо говоря, как пятки на разношенных носках, и каждое утро перед занятиями эта героиня не надевает пиджак, а вставляет в него свою грудь. (⇀‸↼‶)
Это я всего один скриншот разобрала. Он самый вопиющий, но всё же. Осматривать наброски будущих спрайтов художнику нужно было критичнее, жалко же его работу. Могло получиться великолепно.
Честно говоря, и сюжет здесь не стоит внимания, его не дотянули. Не исключено, что такое ощущение создаётся в силу плохого английского. В конце обещали грусть и слёзы, но поворот сюжета оказался предсказуем (ещё бы, ведь его заранее обсуждали раза три), а эпилог, который я чуть не пропустила, потому что он скрывался после титров, и того хуже — возмутительный. Всё-таки идейный посыл у истории получился сомнительный: если ты не желаешь взрослеть и прикладывать в чём-то усилия, продолжай в том же духе, да жалуйся побольше — и всё само случится.
С досадой вспоминаю, что у меня также куплен приквел Fox Hime Zero, в котором наверняка не учтена ни одна претензия к оригинальной части. Я купилась на рисовку и положительные отзывы, но теперь понимаю, что написаны они либо купленными обзорщиками, либо неопытными детьми.
Стоит эта кинетическая новелла 61 рубль. Нет, поправка: не стоит эта кинетическая новелла 61 рубль. В такие моменты мне стыдно, что в мой вроде бы проходящий строгий отбор вишлист попадает нечто подобное, и мои друзья тратят на это свои кровные деньги. :с
Lake of Voices
Бесплатная визуальная новелла с большим количеством развилок и концовок. Без фансервиса и набившей оскомину романтики, зато с великолепной озвучкой и притягивающей взгляд рисовкой.
Сложно сказать, в какое время или в какой вселенной происходят события, скажем так: во времена кованых мечей и масляных ламп и во вселенной заколдованных озёр и чернокожих гвардейцев. Двум гвардейцам — парню Бемелли и девушке Кикке — нужно как можно скорее попасть в город на другой стороне озера и спасти его от налётчиков. В это же время озеро нужно пересечь ещё одной девушке по имени Маргрет. Их соглашается сопроводить по лабиринту из мостков таинственный безымянный гид, который объявляет, что раз путников так много, то к концу перехода одному из них суждено умереть.
Новелла очень мрачная и местами жуткая, ведь особенность этого окутанного туманом озера — в том, что в нём обитают Никси: эдакие водяные, утаскивающие людей к себе на дно, и это не всё, на что они способны. Деревянные мостки, многократно разветвляющиеся и сходящиеся в новых местах, с восходом солнца исчезнут, поэтому путникам нужно спешить. Благо у гида есть чёткие и очень строгие правила о том, как выжить. Только кто к ним будет прислушиваться?..
Именно такими должны быть интерактивные фильмы: каждый выбор игрока меняет последствия, вариаций следующих за этим событий здесь несколько десятков. С каждым новым поворотом история раскрывается с новой стороны: если в других новеллах часто меняется всего одна сцена или даже просто пара предложений, то здесь каждый раз по-другому развивается добрая половина сюжета. Не получится быстро пробежать новеллу по прохождению, чтобы получить все ачивки: читать нового текста придётся много.
И это хорошо, ведь история получилась интересной. Здесь прописаны не только предыстории каждого персонажа, но и лор. Невозможно открыть всю информацию сразу: в каждом прохождении одни вещи удивляют, а другие, ещё не встреченные, объясняются на словах, так что в следующем прохождении ты уже знаешь причину некоторых событий.
А в итоге оказывается, что тебе доступны ещё некие три бонусных главы, содержащие интригующий контент вроде интервью с гидом. Эта новелла так просто тебя не отпустит.
Традиционные для жанра душевные разговоры о заботе и своём месте в жизни смотрятся здесь естественно: пережив нечто экстремальное и получив лишь временную передышку, любой человек поневоле задумается о подобных вещах и начнёт ценить то, что важно, строить планы на будущее. Герои если и открывают кому-то душу, то по одному за прохождение, и то если повезёт и ты выберешь правильную цепочку ответов. Я подчёркиваю это, потому что сейчас что ни новелла — то герои начинают откровенничать все разом, как будто я застала их в поистине исключительный день, когда одновременно всем захотелось излить душу, и это отсутствие выдумки авторов мне надоело. Вытянуть правду из Кикки, Маргрет или тем более гида не так-то просто — как из любого нормального человека в компании незнакомцев.
Воспринимается Lake of Voices не как хоррор, а скорее как триллер или даже головоломка вроде «Куба», в которой ты пытаешься спасти всех действующих лиц.
Язык новеллы не примитивен, встречаются сложные конструкции и слова вроде «aghast», «torrent», так что словарик не помешает. И всё же — помимо женоподобных мужских персонажей это единственный недостаток, который приходит мне на ум, — в половине случаев неозвученный текст (описание действий и чувств героев) не стоит внимания, потому что описывает очевидные или просто скучные вещи. Кто на кого посмотрел с недоверием (всё и так видно по прекрасно нарисованным спрайтам, их эмоции написаны на лицах, и описывать их ещё раз в тексте, на мой взгляд, не обязательно) или очередное смакование сложной ситуации, в которую попали герои. Тем не менее этого нельзя было избежать: пусть ближе к последней ачивке ты уже и привык к постоянным трудностям, смертям и стандартным реакциям уже ставших родными героев, но в первом прохождении ты жадно вцепляешься в каждое предложение, ищешь намёки и скрытый смысл даже в описании внешности персонажей. А первое прохождение у всех будет разным, так что автор равномерно распределил «лишние» детали на все варианты прохождения.
Рисовка, на мой взгляд, замечательная. Она не анимирована и лишена изысков вроде объёмных волос, но художник хорошо понимает освещение, особенно такой сложный его вид, как огонь в темноте. Как не залюбоваться фонарём гида, который так жёстко освещает деревянный посох и так мягко — его лицо? И вроде бы это такой простой приём — правильной кисточкой сделать затемнённому персонажу яркий оранжевый контур, чтобы показать, что где-то позади или поблизости есть огонь, — но смотрится очень эффектно и красиво.
Озвучка на высоте, голоса выразительны и подходят героям, хотя некоторым из игравших показалось, что Элисса Парк (Кикка) переигрывает. Мне так не показалось, я присоединяюсь к тем, кто хотел бы слышать больше женщин с глубоким голосом в визуальных новеллах. Да и вообще пусть будет больше озвучки в визуальных новеллах, это оживляет историю, делает её атмосфернее.
Lake of Voices я рекомендую каждому, кто не против почитать, причём много и по-английски. Сюжет этой ВН очень необычен и оригинален, с подобным представителем жанра стоит познакомиться и поднять себе планку качества визуальных новелл.
P. S. А вот как на слабых машинах выглядела Fox Hime, если вообще удавалось её запустить и перетерпеть бесконечные тормоза. Прошу, не пугайтесь.