Сны - это то, что снится каждому человеку, если у человека нет повреждений головного мозга. Это то, что занимало ум человека с древних времен - недаром на основе снов правителей жрецы делали предсказания, а простой народ в это время "баловался" сонниками и "народными поверьями". Думаю, многие помнят из детства от бабушек, что "если приснился таракан - это к деньгам". ;-)
Психологи аналитической направленности используют сновидения клиентов как важный диагностический материал. Сегодня попробую рассказать, почему это важно, научно обосновано, а в конце попробуем подумать над тем, что могут нам рассказать самые простые детские сны.
Давным-давно Зигмунд Фрейд написал целый труд о снах (он называется "Толкование сновидений"), в котором анализировал свои и клиентские сны. И именно в этом труде Фрейд говорил, что наши сновидения мотивированы нашими желаниями.
Научно подтвердить свои слова у Фрейда возможности не было, но во второй половине XX века возникла дисциплина нейропсихоанализ - ее основоположник Марк Солмз фанатично исследовал мозг человека, чтобы понять, где же кроется та самая "психика", что просиходит с ней в тех или иных условиях, и как это отражается на процессах внутри головного мозга. Не так давно вышла книга на русском "Мозг и внутренний мир. Введение в нейробиологию субъективного переживания", в которой подробно все это описано. (а сам Солмз продолжает свою научную работу - он вполне жив и бодр)
Надо сказать, что некоторые теории Фрейда Солмс подверг пересмотру. Но вот со снами выяснилось, что они - заместитель мотивированного действия в реальности. Мы хотим что-то делать, но мы, условно говоря, спим, поэтому мозг делает эту работу за нас. То есть да, если говорить очень просто - во сне с нами происходит именно то, чего мы желаем, разворачивается история, которая способна разрешить внутренний конфликт.
При этом интересным образом во время сна выключены лобные доли мозга - именно они отвечают за контроль, планирование, когнитивную активность и многое другое из того, что позволяет нам успешно функционировать в реальной жизни, когда мы бодрствуем. Во время сна задействованы отделы мозга, которые отвечают за нашу чувственную и инстинктивную часть, за наше образное мышление. И именно поэтому сны почти всегда "непонятные", причудливые, и нередко похожи на бред. По этой же причине трактовать сны почти никогда нельзя напрямую. (таракан не сулит денег, но может значить очень много всего, и каждому из нас может присниться по своей причине)
Например, ребенок рассказывает сон про трагическую смерть сестры по время отдыха всей семьей в Карелии. Рассуждая про этот сон, ребенок будет говорить, что это страшный сон, как он на самом деле любит сестру, и какой ужас испытал, проснувшись.
(Я вот тут думаю про ужас, и задаюсь вопросом: ужас - это потому что амбивалентные чувства это в целом для человека нормально? или в этот момент включились лобные доли и подсказали, что социально уместным будет все-таки испытывать ужас? я тут не уверена).
Любопытно, что в реальной жизни конкретно этот ребенок действительно любит сестру, и вряд ли желал бы ей смерти. Стоп, но ведь мы только что говорили о том, что сны выдают наши желания? Да, но не всегда прямолинейно! Вспоминаем - лобные доли , на которые можно было бы свалить прямолинейность, во время сна отключены. Но "включены" отделы, в том числе отвечающие за образы и символы. Какой самый простой образ у ребенка связан с быстрым исчезновением? Конечно, смерть - был человек, и нет человека.
Контекст семейной истории подскажет мне, что этот сон про то, что да, сестра любимая (ребенок не врет!), но где-то очень глубоко хочется, чтобы она просто исчезла, а мама с папой были снова только моими, в исключительном доступе. Ситуация с отпуском может говорить о том, что даже в долгожданных поездках, когда мама и папа наконец-то отвлеклись от работы, все равно их внимание приходится с кем-то делить (с маленькой сестрой, которая хулиганит и норовит то выпасть из лодки, то съесть на пикнике пчелу - за ней все время глаз да глаз!). И это расстраивает, от отпуска всей семьей хочется совсем другого.
И эта гипотетическая ситуация, кстати, хорошо иллюстрирует то, что я обычно рассказываю родителям про конфиденциальность встреч с детьми.
Конечно, я не расскажу об этом сне родителям (то, что происходит в кабинете - остается в кабинете), но он точно будет для меня веским поводом на ближайшей родительской встрече подумать с родителями о качественном совместном времени с ребенком, когда (несмотря на количество детей и обязанностей) мама и папа находят полчаса в неделю, чтобы быть только с этим ребенком, и больше ни с кем в этот момент. Даже не представляете, сколько проблем в семьях могло бы решиться, если бы у детей были эти законные полчаса в неделю!!
Как вы относитесь к сновидениям? Снятся ли сны вам и вашим детям? Пробуете ли вы думать про свои сны: "А чего я на самом деле хотел(а), раз мне приснился этот сон?" Или для вас сны - это что-то "несущественное", то, на что даже не стоит обращать внимание?