Найти тему

Стоптанные облака | Ильдар Насибуллин

Оглавление

На его лестничной площадке мужчина в чалме танцует причудливые танцы. Воровка на станции метро вытащила что-то из кармана его пальто, а он, не сумев отгадать, что же это, попал в её ловко расставленные сети. А женщина, сбежавшая из его тела, попросила потратить все деньги на волшебство, если он когда-нибудь станет богатым. Что всё это может значить и при чём здесь сновидения?

Читайте рассказ «Стоптанные облака» из романа в рассказах «Сновидящий и Снотворящий» Ильдара Насибуллина, в котором сны становятся частью реальности.

Иллюстрация Ксюши Хариной
Иллюстрация Ксюши Хариной

В полуденный зной я стоял на горячем бархате асфальта и смотрел вслед нагой женщине. Она вырвалась из моего тела, выпуталась из моей кожи — и скрылась в густом еловом лесу недалеко от шоссе. Я шёл по её следу, но скоро заблудился. Солнце скатилось по стоптанным облакам и кануло в тяжёлые прохладные кроны — вслед за беглянкой. В безуспешных и утомительных поисках закончился день.

К ночи лесная тропа вывела меня к небольшому посёлку. В одном из домов все окна были ярко освещены. Я двинулся прямиком к нему и шёл долго, пока совсем не стемнело. На стук никто не отозвался, и я решил войти. Стоило мне толкнуть дверь — как белый всепокрывающий свет ослепил меня. Я закрыл лицо руками, защищаясь от этого сияния, и перед глазами заплясали белые пятна. Будто стоптанные облака на закатном небе.

* * *

Мы не так давно вместе, но уже твёрдо решили пожениться и завести ребёнка.

Человеческая жизнь щедра на мелкие неурядицы и нередко подбрасывает поводы для беспокойства. Но всё это не имеет значения, когда двое тянут друг к другу руки сквозь толщу дневной суеты. Только ночью может случиться нечто такое, что потревожит возлюбленных.

Зажигаю свет, закрываю ладонью лицо от ярких огней люстры. На полу трепещет рыба в луже воды. Мы торопимся спасти погибающее существо. Бежим в ванную и выворачиваем ручки кранов. Но воды нет, из труб доносится голодное урчание — жалкие капли падают с патрубка с вопросительным бульканьем.

Рыба погибла у тебя на руках.

Как только она перестала биться в твоих холодных ладонях — все краны выстрелили водой и ржавым металлическим песком, захлебнувшись подступившим напором. Эти звуки выстрелов заставили тебя вздрогнуть — и ты выпустила скользкую рыбу из рук. Она упала на небесно-голубой кафельный пол и затерялась в плотных стоптанных облаках.

* * *

Нагая женщина оставляет следы на песке. Узкие стопы легко касаются золотой зыби, почти не нарушая песчаного покрова. Мне трудно за ней угнаться, я тону в горячей рассыпчатой прорве, ломаю узоры, оставленные ветром и временем. Солнце несётся за нами по редким стоптанным облакам, каких не бывает обычно в пустыне. Как только их белые рыхлые тела истончатся и вовсе исчезнут — солнце упадёт на меня и проломит мне голову. Что будет с бегущей впереди женщиной?

Она остановилась и ждёт моего приближения. Темнеет, спускается ночь, и я не могу разглядеть её лица. У меня не осталось сил, чтобы поглотить её, вернуть в нутро моего существа. Она же, напротив, размеренно и глубоко дышит. Ей ничего не стоил долгий бег по пустыне.

Усталый, я сижу на прохладном песке, прислонившись к большому камню. Луна осветила пустыню, и на моих руках тускло блеснули цепи и несколько сложных замков. Проверяю на прочность наручники. Проверяю до тех пор, пока не замечаю тёмную кровь на запястьях.

Рядом на плоском валуне блеснула чаша с водой. До смерти хочется пить, но я не могу дотянуться. Измученный жаждой, смотрю, как испаряется влага из глиняной чаши.

В полночь явился мужчина в чалме и перевернул чашу вверх дном. Вскоре после этого пошёл дождь. Я ловил ртом тяжёлые капли, а мужчина в чалме стоял рядом и посмеивался:

— Рот разевает, как рыба на берегу. А вообще-то, я мастер дверных звонков! Но тебе, видно, и дела нет...

Он запел что-то на незнакомом языке и ходил вокруг меня в медленном танце.

* * *

Мы закрылись в ванной, перебираем старые плёнки, которые я забыл проявить.

Звонок в дверь.

Разве провод не оборвали строители, когда меняли дверную коробку?

Никого на пороге. Я хочу проверить звонок и нажимаю на клавишу. Металлический треск рвётся из небольшого пластикового динамика под потолком. Значит, он всё-таки работает?

Спешу к тебе в ванную, чтобы рассказать об этом. Но дверь заперта изнутри, я слышу, как шумит вода в сливной трубе. Скоро шум стих, и дверь отомкнулась. Я нашёл в биде проявленные фотографии. На них ты и я — застыли в бесконечном поцелуе.

…Эти дни, когда я мечтал снять тебя на камеру. Мне не давал покоя навязчивый замысел — получить видеобесконечность твоего тела и голоса. Но ты была молодой и застенчивой, моя мечта потерялась в перьях стоптанных облаков.

Снова звонок в дверь. На пороге мужчина в чалме. Он затеял танец на лестничной площадке. За дверями напротив и справа слышен сдавленный хохот: соседи наблюдают за его представлением сквозь дверные глазки. Каждый из них безропотно терпит низкое качество видеобесконечности — дверной глазок не позволяет смотреть в высоком разрешении. В моей двери нет глазка, и я стою на пороге, распахнув её настежь. Мужчина в чалме танцует, и я замираю от его незамысловатых телодвижений. У меня нет камеры, чтобы запечатлеть его танец.

* * *

Человек ходил по улице и кричал в мегафон:

— Видеомашины и дверные звонки недорого! Видеомашины! Дверные звонки! Не-до-ро-го!

Я спросил, сколько он хочет за видеомашину.

— У меня их с собой нет, вам нужно по этому адресу. Там будет чудак в чалме — у него их много. Торгуйтесь, он обычно сговорчивый.

Мастерская дверных звонков и видеомашин. Мужчина в чалме продал мне видеомашину и сказал:

— У вас по соседству живёт женщина, она ездит на большом чёрном автомобиле. Неделю назад она заказывала у меня новый дверной звонок, но всё никак не зайдёт за ним. У нас нет службы доставки, поэтому прошу вас, навестите её и передайте ей вот этот дверной звонок. Зря, что ли, я его так долго мастерил?

Я никогда не видел женщины на чёрной машине, которая живёт по соседству. Но во дворе моего дома и правда стоял чёрный внедорожник. Я отыскал нужную квартиру и постучал. Тишина в ответ. Я бы так и ушёл, но вдруг вспомнил про дверной звонок, который мне вручил мужчина в чалме.

Над самой дверью тянулись различные провода, и только два из них оказались оголены и небрежно торчали наружу. К ним я приложил клеммы от нового звонка и надавил на кнопку. Послышалась музыка — и дверь тут же отворилась. На пороге стояла женщина, которая некоторое время назад сбежала из моего тела и скрылась в лесу. Она сложила ладони лодочкой и, приложив их к губам, шёпотом заговорила:

— Мой сын вышел погулять. Я сказала ему: «Купи свежий чай и пирожные с лимонным сиропом». Но маленький сорванец меня не послушал — он потратил все деньги на волшебство. Когда он пришёл — я избила его, завернула в мокрое полотенце и выбросила из окна. Он превратился в птицу и потерялся в проводах линий электропередач.

Она надавила на кнопку звонка, и её голос заструился из динамика над дверной коробкой:

— Если ты когда-нибудь станешь богатым — потрать все деньги на волшебство. Иначе тебя поймают трое, завернут в мокрое полотенце и вышвырнут из окна в стоптанные облака.

Она захлопнула дверь — и у меня перед глазами замелькали рваные белые пятна.

* * *

Видеомашина — это устройство с двумя бобинами и сложной электронной схемой. Плёнка накручивается с одной катушки на другую и скользит между датчиков голоса и образа. Эти датчики работают так, словно угадывают наши мысли или снимают на плёнку наши мечты и воспоминания. Тогда на экране появляется картинка, а из колонок несутся слова:

— От любви у меня кровь пошла носом. Мне теперь не встать с постели, иначе я залью всю комнату. Мы поселились далеко за городом, здесь нет больниц и социальных служб, полиции тоже нет. Каждый день я приподнимаюсь на подушке и смотрю в сосновый лес. Под вечер оттуда выходит мужчина в чалме и танцует под собственное пение.

Недавно нам провели электричество. После заката я зажгла все лампы, дома стало светло как днём. В это же самое время из леса по обыкновению вышел мужчина в чалме. Но вместо того, чтобы петь и танцевать, он пошёл прямиком к нашему дому. Он стоял посреди комнаты и долго приветствовал меня, а потом сказал:

— Я больше не могу танцевать и петь, мои силы на исходе. Я увидел свет у вас в окнах и решил, что смогу здесь отдохнуть.

Я не стала возражать, но попросила его станцевать, раз уж он пришёл. Мужчина в чалме с радостью согласился. Он достал из кармана длинный чёрный провод и подключился к нашей электросети:

— Вот так-то лучше! Теперь я могу танцевать и петь хоть до самого рассвета…

* * *

На переполненной станции метро я почувствовал чью-то руку в кармане своего пальто. Воровка тут же упорхнула сквозь толпу, но я быстро нагнал её. Она и не думала сопротивляться:

— Теперь скажи мне, что я украла?

Стою и думаю, что она могла вытащить из моего кармана? Может, там и не было ничего…

Пока я ищу ответ на странный вопрос воровки, та шагает вокруг меня и без умолку треплет:

— Ты только посмотри, как я одета. Строгая белая блузка, серая юбка чуть выше колен. Ты помнишь, меня зовут Ляо Линьян. Недавно я сделала короткую стрижку и стала вести журнал пропавших людей. У меня чёрные волосы и раскосые глаза, все принимают меня за китаянку. Кто бы мог подумать, что ты попадёшься мне этим вечером? Но ты лучше скажи, что я вытащила у тебя из кармана?

Мы так и простояли до ночи, пока метро не закрыли, а нас не вытолкали на улицу. Ляо Линьян продолжала говорить и кружиться вокруг меня:

— Ключи от квартиры — на месте, бумажник — тоже, айфон — молчит в кармане. Ну что, сдаёшься?

Что мне оставалось:

— Сдаюсь.

Ляо Линьян от радости взвизгнула и захлопала в ладоши:

— И ты теперь Пропавший! Теперь ты — в моём журнале! Подожди, я запишу… Ты сам сказал, что сдаёшься… Мы пойдём к тебе домой, чтобы ты собрал вещи…

Дома никого не оказалось. Включённая видеомашина тихо гудела. На экране запись старой видеоигры — грустный угловатый монстр скачет по пикселям стоптанных облаков.

Я медленно собирал рубашки и брюки в спортивную сумку. Ляо Линьян торопила:

— Быстрее, нам нужно успеть до рассвета. Иначе ты никогда не узнаешь, что я украла у тебя из кармана!

* * *

Мужчина в чалме повис на карнизе окна. Четвёртый этаж — все шансы разбиться насмерть. Внизу собрались люди и ждут, когда он сорвётся.

Ляо Линьян вела меня сквозь предвкушающую смерть толпу. Вопреки её просьбам идти быстрее, я остановился и припал взглядом к висящему на карнизе человеку в чалме. Он сучил ногами и во весь рот улыбался. Мне стало его жалко: я вспомнил его великолепный танец на лестничной площадке под объективами дверных глазков.

Я бросил сумку с вещами и помчался спасать этого мужчину в чалме.

Дверь квартиры на четвёртом этаже оказалась незапертой. Я ворвался и бросился к окну — но не успел. Мужчина в чалме показал мне язык и разжал уставшие ладони. Толпа внизу оживлённо загудела. Сквозь этот шум послышался далёкий женский смех. Постепенно он становился громче и как будто ближе. Скоро я уже не слышал ничего, кроме этого хохота.

Всё кончилось, мужчину в чалме увезла машина скорой помощи, зеваки разошлись по домам — а смех остался. Его раскаты звучали в моей голове до тех пор, пока кто-то не крикнул:

— Звонят из больницы! Мужчина в чалме скончался. У него оборвался чёрный провод — после такого никто ещё не выживал.

* * *

Видеомашина сломалась. Мужчина в чалме выпал из окна, и теперь некому починить редкое устройство. Я несколько недель не видел стоптанных облаков. Звонила Ляо Линьян:

— Сегодня ночью я отведу тебя к Без Вести Пропавшим. И давай только без фокусов: не вздумай никого спасать. Ты — Пропавший, теперь ты уже ничего не можешь.

Пришло письмо от некоего нотариуса. Там было сказано, что человек, пожелавший остаться неизвестным, завещал мне своё состояние. Но деньги достанутся мне лишь в том случае, если потрачу их на волшебство.

До встречи с Ляо Линьян оставалось несколько часов, и я позвонил, чтобы заказать волшебства на всю сумму, которая только что на меня свалилась. Женский голос в трубке вежливо поинтересовался:

— Но какое именно волшебство вы желаете?

На раздумья не было времени, и я сказал то, что первым пришло в голову:

— Пусть все устройства, которые имеют хоть какой-то экран, показывают стоптанные облака.

Голос в трубке сдавленно захохотал и прервался короткими гудками.

* * *

Ляо Линьян вела меня по тёмным дворам окраины города:

— Может, всё-таки скажешь, что я у тебя украла?

Наудачу:

— Стоптанные облака?

— Ну пипец… — пробормотала Ляо Линьян, закатив глаза и ударив себя по лбу. — Какие ещё стоптанные облака? Ну ладно, в журнал я тебя записала, скоро ты исчезнешь, а я пойду смотреть фильмы. Что ты смотрел в последний раз?

Я рассказал ей про видеомашину. Ляо Линьян внимательно слушала, потом спросила:

— И где ты её взял, эту видеомашину?

— Их раньше продавал человек в чалме. Но недавно он сорвался с четвёртого этажа. Ещё он делал дверные звонки. Посмотри, нет ли его в твоём журнале?

Ляо Линьян достала из сумки толстую тетрадь и полистала:

— Нет такого. Значит, он не был БВП. Он просто разбился.

Её ответ отнял мою потаённую надежду. Мне хотелось, чтобы там, куда я иду, меня ждал человек в чалме.

Ляо Линьян тронула меня за плечо:

— Смотри, это сломанный мост. По нему ты перейдёшь на другой берег. Там заброшенная больница. Не бойся, там никого нет, но помни, что ты пропал.

Она подтолкнула меня на старую бетонную переправу, потом окликнула:

— Стой! У тебя есть деньги? Ты мог бы откупиться. И тогда я вычеркну тебя из журнала, ты пойдёшь домой, а в твоём кармане появится то, что я у тебя украла. И ты навсегда забудешь, как меня зовут. Ну?

Я ответил, что у меня была чудовищная сумма, но я потратил всё на волшебство. Ляо Линьян закатила глаза и побрела обратно в город. Я слышал, как она пела что-то на китайском, её голос терялся в прибрежных кварталах окраины города.

* * *

В больнице меня встретили трое:

— Мы убьём тебя, если ты не умеешь драться.

— Если ты умеешь драться, то навсегда останешься калекой.

— Если тебе повезёт не остаться калекой, ты увидишь стоптанные облака.

Один из незнакомцев ударил меня по лицу.

Удар оказался смазанным, кулак едва задел подбородок. Мне хватило ловкости увернуться и сорваться прочь по пыльному коридору. Я бежал по лестницам и вестибюлям, по заброшенным процедурным кабинетам и операционным залам. Двери открывались передо мной и с громким, как от выстрела, грохотом хлопали позади. За одной из них меня ждали жаркий летний день и пустынное шоссе вблизи густого елового леса. Я обернулся и не увидел троих преследователей. За мной по горячему бархату асфальта бежала обнажённая женщина. Она прошла сквозь меня и скрылась в густом еловом лесу.

Я шёл по её следу, но скоро заблудился. К ночи лесная тропа вывела меня к небольшому посёлку. В одном из домов все окна были ярко освещены. Я двинулся прямиком к нему и шёл долго, пока совсем не стемнело. На стук никто не отозвался, и я вошёл. Стоило мне толкнуть дверь — как белый всепокрывающий свет ослепил меня. Я закрыл лицо руками, защищаясь от этого сияния, — и перед глазами заплясали белые пятна.

Свет постепенно тончал и рассеивался. Издалека доносился знакомый женский голос:

— ...Не могла до тебя вчера дозвониться. Что-то случилось с телефоном. Набираю твой номер, а на экране какие-то странные облака… будто стоптанные. Я взяла телефон у коллеги — у неё то же самое. На улицах люди заглядывали друг другу в экраны и спрашивали, откуда облака, почему не работают телефоны и другие девайсы? На экранах рекламных щитов — опять эти… стоптанные облака. И по телевизору. Даже в банкоматах... Но ты, как всегда, всё пропустил. Когда ты уже починишь дверной звонок? Заходил твой знакомый в чалме, передал тебе видеомашину, говорил, что стучался к нам полчаса. Просыпайся уже. Ладно, убегаю, люблю, завтрак на плите.

Рассказ «Полина» вышел в романе в рассказах «Сновидящий и Снотворящий» (Чтиво, 2023). Читайте демо-версию и загружайте полную версию на официальной странице книги.

-3