Найти в Дзене

7 самых сказочных картин В. Васнецова. Назовете все?

Оглавление

Сможете ли вы назвать все картины Виктора Васнецова, объединенные в цикл «Поэма семи сказок»? А если помогу? ☺

***

Друзья, я давно собираю коллекцию интересных иллюстраций к русским народным сказкам. А сегодня хочу поделиться с вами сказочным наследием своего земляка В. Васнецова, уроженца Вятской губернии.

И говорить мы будем не о всем известных «Аленушке» или «Иване-Царевич на Сером Волке». Я покажу менее растиражированные, но вызывающие интерес у любителей сказок картины.

Кто такой Виктор Васнецов, рассказывать не вижу смысла: информации полно в интернете. Но с радостью кое-что посоветую.

Если будете у нас на... Вятке, обязательно загляните в местечко под названием Рябово. Там почти 200 лет назад жили те самые Васнецовы, что подарили миру известных художников — Виктора и Аполлинария. Родная природа, увлеченные экскурсоводы и каким-то чудом сохранившийся дух провинциальной России XIX века — вам здесь точно понравится!

Адрес музея: Кировская область, Зуевский район, село Рябово, ул. Рябовская, д. 3.
Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово». Фото мое
Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово». Фото мое

«Поэма семи сказок»

Родившись в глубинке страны, в семье простого священника, Васнецов, конечно, с малых лет был близок к народному творчеству. Потому фольклорные мотивы преобладают чуть ли не в большинстве его картин.

Вот и в 1880-х годах художник задумал целую серию по мотивам русских народных сказках. Говорят, вдохновлялся сборником известного писателя А. Афанасьева — и в это очень даже верится.

Давайте узнаем, что за сюжеты интересовали в то время автора монументального полотна «Богатыри».

Обязательно напишите в комментариях, о каких картинах вы не знали до сегодняшнего дня. А еще о тех, что больше всего понравились.

И перед тем как начать виртуальную экскурсию, отмечу важную деталь.

Исследователи настаивают на том, что Васнецов очень переживал о судьбе страны, которая на рубеже веков проходила непростой период. И многие видят в представленных ниже картинах символы, связанные с распадом империи. Так что даже непосвященный заметит контраст между статью и благородными лицами царевен и внушающими ужас, а порой настоящее омерзение, фигурами Кощея и Яги. Что это, если не реверанс в сторону уходящей эпохи и неприятие новой, несущей разрушение и тьму?

Впрочем, не будем фантазировать: возможно, творец и не имел в виду ничего подобного. Лучше полюбуемся работами, которые он писал не на продажу, а для собственной отдушины.

1. «Спящая царевна» (1913-1917 гг.)

«Спящая царевна», В. Васнецов. Фото из интернета
«Спящая царевна», В. Васнецов. Фото из интернета

Сюжет, известный каждому с детства, в сказкотерапии называется «Ожидающая пробуждения и спасения». Пишите в комментариях, если хотите разобрать его как архетип женской судьбы.

А в России этот сюжет был впервые литературно обработан Василием Жуковским. Вероятнее всего, именно его работа легла в основу данного полотна.

Васнецовская царевна спит, уколотая веретеном забвения. Но не в хрустальном гробу и не в верхней башне замка. Она лежит на свежем воздухе, спрятанная в дремучем лесу и будто защищенная им. А рядом — ее двор, который олицетворяет всю страну. Приглядитесь: тут вам и гусли, и мишка, и лапти... Этакий собирательный портрет Руси.

Когда и почему она, эта Русь, очнется, известно только небесам.

2. «Царевна Несмеяна» (1916 г.)

«Царевна Несмеяна», В. Васнецов. Фото из интернета
«Царевна Несмеяна», В. Васнецов. Фото из интернета

Еще одна сказка о заколдованной царевне: правда, ее недуг состоял «всего лишь» в неумении смеяться.

Сам текст сказки, если вы помните, довольно простой, а вот картина Васнецова словно открывает нам трагедию Несмеяны с совершенно драматической стороны. Посмотрите, как разительно она отличается от своих женихов. Как уродливы и отвратительны те, кто ради наживы пытается развеселить царскую дочку. Сколько похоти и алчности в их глазах, обратите внимание на приземистые заискивающие позы.

И как далеки все эти люди от уставшей от всего этого цирка царевны! Не просто так Несмеяна возвышается над ними. Она на земле, но и не здесь одновременно. Посмотрите, чем разрисованы своды и крыша дворца. Как думаете, что это значит?

3. «Баба Яга» (1917 г.)

«Баба Яга», В. Васнецов. Фото из интернета
«Баба Яга», В. Васнецов. Фото из интернета

В роковом 17-м году Васнецов пишет картину, на которой Яга уносит с собой Иванушку. Ох и ошибалась я давным-давно, когда думала, что страшнее Бабы Яги, чем у Билибина, не сыскать!

Образ старухи у Васнецова — чистый гротеск. И огромные ступни, и не в меру мускулистые руки, и совсем не сочетающиеся между собой растрепанные седые пряди и нарядный кокошник. Этакая городская лесная сумасшедшая.

А платье ярко-красного цвета говорит само за себя.

Интересно и положение Яги. Она летит на своей ступе... назад, как будто возвращается в темные века, прихватив с собой беззащитного, белого, румяного, как ангелок, мальчика.

Жутковатая трактовка, правда? И довольно... однобокая. Почему, можете почитать здесь:

Баба Яга и ее роль в нашей культуре

4. «Царевна-лягушка» (1918 г.)

«Царевна-лягушка», В. Васнецов. Фото из интернета
«Царевна-лягушка», В. Васнецов. Фото из интернета

В отличие от предыдущей, эта картина наполнена светом и радостью.

Мы видим сцену, когда Царевна-лягушка показывает себя во всей красе. Помните: взмахнула одним рукавом — разлилось озеро, взмахнула другим — прилетели лебеди... К слову, цвет ее наряда очень приятный, я бы даже сказала, дорогой. Понятно, почему зеленый (лягушка же), но какой зеленый! Ни намека на болотную тину; чистый изумруд!

Здесь нет ни пошлости, ни мрачной подоплеки. Музыканты смотрят на девушку как на музу, она танцует вдохновенно, а в перспективе, как в зеркале, виднеются хороводы крестьянок и разливается чистое, без намека на грозу, небо.

Ух, аж самой в пляс захотелось :)

5. «Кощей Бессмертный» (1919 г.)

«Кощей Бессмертный», В. Васнецов. Фото из интернета
«Кощей Бессмертный», В. Васнецов. Фото из интернета

Порадовались свободе Царевны-лягушки — и хватит. В своей следующей картине из сказочного цикла Васнецов предлагает нам посмотреть на то, что было дальше, и показывает сцену, в которой Василиса уже в заточении у главного злодея русского фольклора.

Кощей здесь хрестоматийный: костлявый, уродливый, с атрибутами смерти (посмотрите на меч) и в окружении тех самых сундуков со златом, а также амуниции поверженных богатырей. Примечательно, что на стене слева художник изобразил «памятку» по уничтожению бессмертного старика, так что спасти свою любовь Ивану труда точно не составит. Поэтому сказка закончится, как и положено по канону, хэппи-эндом.

А вы разглядели подсказку?

6. «Сивка-Бурка» (1920-е гг.)

«Сивка-Бурка», В. Васнецов. Фото из интернета
«Сивка-Бурка», В. Васнецов. Фото из интернета

Признаюсь честно, в детстве не очень любила эту сказку. Но когда начала знакомиться с исследованиями В. Проппа, изменила свое отношение и к сказке, и к образу коня в русском народном творчестве.

Посмотрите, как легко Сивка-Бурка помогает главному герою выполнять, казалось бы, невыполнимое задание. А как красиво он заполняет пространство на полотне! А насколько скромен и благороден этот четвероногий помощник...

Оно и невозможно иначе: конь — это олицетворение силы рода, посланник из мира Нави, самый что ни на есть солнечный персонаж. И приходит на выручку он только достойным.

7. «Ковер-самолет» (1925 г.)

«Ковер-самолет», В. Васнецов. Фото из интернета
«Ковер-самолет», В. Васнецов. Фото из интернета

«Поэму семи сказок» завершает еще одна сцена из «Царевны-лягушки». Мы видим, что все испытания пройдены, и влюбленные улетают из царства Кощея. Уставшие, пережившие не одну опасность, но счастливые и умиротворенные, Иван и Василиса возвращаются восвояси.

Их будущее туманно, и непонятно, куда «приземляться». При этом нежно-розовое небо как бы успокаивает, говоря, что рассвет совсем близко и нет больше нужды бояться.

Спасибо за внимание!

Надеюсь, вы провели время с интересом.

Рада вашей подписке, если вы впервые на моем канале. У меня есть и будет еще много информации о сказках. И не только 😉

И да — какая из картин запомнилась вам больше остальных?