Найти тему

Ускоритель

Более полувека назад в городе Протвино, в Институте физики высоких энергий (ИФВЭ), был создан ускоритель элементарных частиц, ставший новым этапом в развитии фундаментальной науки в области изучения материи и мироустройства.

Об истории прибора и о людях, жизнь которых неразрывно связана с наукой рассказывает научно-популярный фильм Сергея Серёгина «Ускоритель».

За создание картины режиссёр вошел в список номинантов на Российскую Премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2023 года.

Режиссёр Сергей Серёгин
Режиссёр Сергей Серёгин

- Сергей, вы журналист, президент Открытого всероссийского мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица» в Новосибирске. Как пришли в документальное кино?

- История давняя… Кино я увлекался с детства. В городе Протвино, где вырос, будучи еще школьником посещал любительскую киностудию «Спектр», которой руководил Владимир Тимошкин. И отделение телевизионной журналистики МГУ потом окончил, думая больше заниматься кино. В то время, когда мы учились, телевизионная журналистика была во многом именно документалистикой: репортажи, интересные расследования… Телевидение было другое, не то, что сегодня. Это был отдельный вид художественной деятельности, популярный, много интересных программ. Это был мой шаг в кино.

Сразу после окончания университета в 1991 году уехал работать на Новосибирское телевидение. Там внимательно следили за происходящим в стране, делали актуальные передачи, снимали документальные сюжеты.

Меня привлекало и игровое кино, и анимация, через которую стал заниматься документалистикой. Мои первые фильмы были посвящены художникам-мультипликаторам: Михаилу Цехановскому, Фёдору Хитруку. Позже - полнометражные анимационные фильмы «День рождения Алисы» (2008), «Тайна Сухаревой башни» (2010-2013), «Чародей равновесия...» (2015), «Лукоморье. Няня» (2000), посвященный юбилею А.С. Пушкина - очень интересная фантазия на тему отношений Пушкина с няней, как он путешествует в своих выдуманных мирах, а она за ним ухаживает, когда он заболел. Сценарий к этому фильму написал замечательный драматург Владимир Голованов.

По сей день параллельно с документальным проектом практически всегда у меня идет работа над анимационным.

- Как и какие темы для неигровых картин вы выбираете?

- Самые разные. Документальное кино идет не из головы, постоянно происходят подсказки.

Мы снимали на Таймыре фильм «Внук шамана», героем которого был внук знаменитого нганасанского шамана Демниме Нгамтусо по имени Мучимяку, а по-русски Игорь. Познакомились случайно, когда делали спецрепортаж для телевидения. Потом решили подробнее рассказать о его жизни и сняли документальный фильм.

Параллельно с картиной об ускорителе создали ленту «Дмитрий Лавриненко. А на рассвете в бой…» (2020) о танкисте, герое Великой Отечественной войны, которого очень чтят в Серпухове, расположенном недалеко от Протвино. Существует легенда, что случайно оказавшись в городе, догоняя своё подразделение, Лавриненко узнал, что на Серпухов идет колонна фашистов. Тогда он с одним танком и несколькими людьми из ополчения разгромили этот отряд.

Еще был фильм «Ближе к небу» (2005), который мы снимали в Грузии. Однажды в оргкомитет суздальского фестиваля позвонил Юрий Борисович Норштейн и сказал, что на форум хотят приехать два иерарха Грузинской православной церкви: митрополит Никозский и Цхинвальский Исаия (Чантурия), режиссёр-мультипликатор и митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили). Владыка Николай окончил в своё время физический факультет МГУ, потом занимался киноведением, а владыка Исаия - выпускник театрально-кинематографического института Тбилиси, учился у знаменитого Гела Канделаки. Когда мы познакомились, они рассказали о том, как с помощью кино, мультипликации в Грузии занимаются просветительством. Они ходили с группой студентов по отдалённым грузинским сёлам, по горам, где даже телевидения нет, останавливались в каждой деревне, проводили службу, а потом растягивали экраны. Привозя с собой кинопередвижку, проектор, генератор, показывали детям мультфильмы. На мой вопрос о чём, владыка Николай ответил, что мультфильмы по православной тематике очень плохого художественного качества, и они показывали обычные советские мультфильмы, которые сами по себе лучшая проповедь добра. Мы заинтересовались, захотели это снять, и так получилось кино о Грузии, о любви к кино в Грузии.

- Почему решили снимать про ускоритель?

- Было интересно, что происходит в родном городе, в научном институте… Я помню с детства как начиналось строительство прибора, все об этом говорили, этим жили.

- В фильме показано, что на предприятии много молодых ученых, специалистов, вместе с тем, у старшего поколения сотрудников неизбывная ностальгия по прежним временам…

- В то время город Протвино был оазисом. Учёные ехали и мечтали, что это будет город-сад. Так и было. Из соседних городов люди приезжали туда за продуктами. Когда мои родители переселились в Протвино, то папа - даже не учёный, а просто мастер столярного цеха - через два года получил трёхкомнатную квартиру. Потом всё изменилось. Вот с этим сравнивают.

- Где используется ускоритель?

- Хотя основной задачей является фундаментальная наука, для понимания того, как устроен мир, исследования в конце концов переходят в практическую физику. В настоящее время эти разработки используются, например, в медицине для лечения с помощью ядер углерода. Их разгоняют до скорости, необходимой для проникновения в ткань и поражения больных клеток без вреда для здоровых.

Изучение продолжается, весной и осенью проводятся сеансы на ускорителе, делаются открытия.

- Для чего был нужен тоннель?

- Ускоритель — это огромный комплекс приборов. Тот, что сейчас действует (У-70) запустили, по-моему, в 1967 году. Он до сих пор является крупнейшим в России.

Учёные планировали построить новый, более усовершенствованный и разместить его в тоннеле протяженностью 21 км. На землю его просто так не поставишь… Частицы, которые в нём летят, очень-очень маленькие, их в микроскоп не увидишь, поэтому любое небольшое смещение может помешать исследованиям. Даже если подует ветер, труба чуть заколеблется, уже ничего не получится… Необходимо надёжное позиционирование прибора. Поэтому было принято решение разместить его на глубине базальтовых пород, где высокая степень сейсмоустойчивости. Опять же, в результате исследований происходят радиационные выбросы, размещение под землёй более безопасно.

Потом строительство было заморожено, а сейчас уже учёными принято решение, что этот прибор не нужен. Он очень дорогостоящий и аналогичный есть в Швейцарии, в его строительстве участвовали и российские учёные из ИФВЭ, к тому же он более мощный, чем тот, что задумывался в Протвино.

- Что сейчас происходит с тоннелем?

- Он по-прежнему не используется, охраняется, из него откачиваются грунтовые воды, чтобы он сохранялся, потому что если он обрушится, то родники, реки уйдут под землю и может случиться экологическая катастрофа.

- Можно ли найти ему практическое применение?

- Пока ничего не придумали… Тоннель до сих пор считается незавершенным строительством, и чтобы сдать его в эксплуатацию, требуются огромные средства. Даже находиться там считается небезопасным.

Директор ИФВЭ не с первого раза нас туда пустил. Это посещение мне очень запомнилось, произвели впечатление залы, как в московском метро, ощущение, что ты находишься под землей и при этом ничего не давит… Мне там было комфортно.

- Как долго создавался фильм?

- Сами съёмки шли в течение месяца, три-четыре дня - в институте. Очень долгой была подготовка. В течение года мы добивались разрешения Курчатовского института – головной организации.

Мы уже готовы были снимать снаружи, без участия института, так как картина делалась при поддержке Министерства культуры России, и за нарушение сроков производства предусмотрены штрафы. В итоге Курчатовский институт решил, что надо помочь и дал добро.

- Какая основная задача фильма?

- Рассказать о том, что для современных исследований необходимы значительные средства и надо всегда думать о том, что финансовые затраты только с годами могут принести ощутимую пользу. Необходимо понимать, что ты вкладываешь в будущее, что люди, которые занимаются исследованиями, этим живут и не всегда на своём веку увидят реальные плоды своего труда. Есть люди, которые работают на будущее. Хотелось рассказать про опыт этой Великой стройки, про изменившуюся жизнь и неосуществленную мечту.

- В процессе съёмок идея сохранилась?

- Сценарий документального фильма – это скорее некие направления для поиска. Изначально мы хотели посвятить фильм непостроенному ускорителю. Когда я увидел, что материала недостаточно, мы стали более подробно говорить о действующем, о его прикладном применении и тема скорректировалась.

- Что у вас сейчас в работе?

- С замечательным художником из Санкт-Петербурга Алисой Юфой делаем анимационный фильм «Надя». Это история о сложных взаимоотношениях автора и придуманного им персонажа.

Беседу вела Ирина Иванова

Фото и кадры из фильма предоставлены Сергеем Серёгиным.

Фильм можно посмотреть онлайн

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.

Наука
7 млн интересуются