Лайк, если вы на них отвечали, подписка - если задавали сами;)
Самое интересное в веломарафонском спорте - не считая еды и удачных финишей - это общение с людьми. Особенно, если вы - шоссер. Ну, вот эта непонятная хрень на велосипедике с тонкими колесами, стремных штанах c памперсом, рулем-бараном и в странной обуви, которая делает цок-цок.
Впрочем, даже если вы гоняете на любом другом двухколёсном агрегате, вам наверняка приходилось быть объектом недоумения и любопытства самых разных людей. Я, что называется, в полный рост, столкнулась с этим явлением, когда впервые ехала 300 км из Сыктывкара в Ухту на мтб и в штатской (не велосипедной) одежде. И знаете что? Мне понравилось. Хотя бы потому что совершенно незнакомые ребята в пос. Серегово угостили меня обедом, водитель грузовой газели подобрал меня, когда я пробилась на трассе и вообще - мне, должна признать, везет на добрых и приветливых людей.
Да и на вопросы я отвечаю с удовольствием - работа такая.
1. Сколько вам платят за то, что вы катаетесь?
Нам ничего не платят.
Мы не профессиональные спортсмены. Рандоннерский спорт - не профессиональный и не соревновательный, независимо от личных задач конкретных рандоннеров. Наша задача - уложиться во временной лимит.
Скажу больше: мы сами платим: взносы за регистрацию на бревет, волонтерские КП, пакеты участников на международных бреветах - все это стоит денег. В среднем - от 1000 руб. до 250 евро на человека.
2. Какая у тебя скорость?
Очень разная.
Скорость велосипедиста зависит от множества факторов:
- физической подготовки
- собственного веса и веса велосипеда (суммарно)
- направления ветра и погоды (как правило, чем холоднее, тем медленнее)
- рельефа
- типа велосипеда
- продолжительности дистанции и степени усталости
Например, когда я еду штатную дистанцию - до 100 км - на фэтбайке, я радуюсь средней 20+ км/ч, а если это - предел, который я могу выжать на шоссе, что тоже бывало, это значит, что либо я вымотана вконец и финиширую, например, тысячу, либо еду против жесткого вмордувинда.
Если брать идеальные сферические условия в вакууме - "плоскач и прохладненько" - моя личная курсовая варьируется от 28 до 36 км/ч. Но это, повторюсь, идеальные условия и мои личные возможности.
3. Почему вы ездите по дорогам, где машины, это же опасно?
Ответов на этот вопрос столько же, сколько эмоционально-смысловых коннотаций у самого вопроса. Приведу основные.
- пользуясь проезжей частью и держась справа, велосипедист не нарушает ПДД, следовательно, причины, по которым он едет по проезжей части - исключительно его личное дело
- другого способа проехать объемную шоссейную тренировку или бревет не существует
- обязательно дайте мне знать, если лично мое присутствие на трассе каким-то образом помешало вам (при условии, если это действительно произошло по моей вине) - я приложу все усилия, чтобы в будущем этого не повторилось.
А теперь о главном: о статистике ДТП.
По данным отчета МВД за 2022 год, удельный вес дорожно-транспортных происшествий с велосипедистами составляет 4,6% от всех зарегистрированных случаев, включая летальные исходы. Остальные более 95%, как не сложно догадаться, приходятся на водителей, их пассажиров и пешеходов.
4. Как вы вообще на этом ездите?
Да, шоссейный велосипед выглядит хрупким и малохольным. Тонкие колеса, сравнительно легкий вес (даже у цельнометаллических моделей) - все это как-то не располагает к доверию. Брутальные райдеры, привыкшие форсировать буреломы, поваленные деревья, каменные завалы и ручьи, едва ли воспринимают всерьез эту странную, предельно жесткую машинку. И это справедливо - дисциплины совершенно разные.
ПризнАюсь, меня тоже мучали сомнения. Вплоть до того, что в самом начале своей веломарафонской "карьеры" я безапелляционно заявила, что вы тут делайте что хотите, а я буду ездить на МТБ.
Просто потому что мой первый шоссейник мне не подошел. Зато подошел второй. И в его надежности и выносливости я многократно убедилась.
Например, на 600-км бревете 2020 года, когда мы несколько раз влетели в глубокие ямы. По субъективным ощущениям, позвоночник должен был вылететь из затылка, а рама велосипеда сложиться вдвое. Но максимум дискомфорта, который принес непростой рельеф под Синдором - это опустившийся руль. Даже самый начинающий велосипедист при наличии мультитула в состоянии устранить этот дефект.
Стандартный заявленный вес велосипедиста, на которой рассчитаны шоссейные велосипеды (включая колеса) в стоковой комплектации - это 105-115 кг.
Казалось бы, резерв более чем достаточный для комфортного катания.
И тем не менее. Под двумя из моих коллег складывались колеса. Причем для одного из них - его вес более 100 кг - это обернулось месяцами лечения во французском госпитале и сопутствующими финансовыми последствиями.
Я пишу это не для того, чтобы развить у вас очередную фобию, но для того, чтобы при покупке велосипеда вы принимали во внимание индивидуальные параметры и при необходимости покупали комплектующие, соответствующие вашему весу и режиму катания.
5. Вы дышите выхлопами автомобилей, это же вредно?
Друзья мои, мы все постоянно дышим этими выхлопами. Велосипедисты, пешеходы и сами автомобилисты. Причем в городах, где концентрация выхлопных газов максимальна, эта проблема куда более актуальна, чем на загородных трассах.
Дальше - самое интересное.
Согласно отчету BBC So I can breathе (Великобритания) велосипедисты в основном сталкиваются с превышением в воздухе диоксида азота, тогда как водители автомобилей вдыхают мельчайшие фракции дизельного топлива, которые провоцируют легочные и сердечные заболевания.
А вот наблюдения одного человека, который при помощи датчика сравнил концентрацию токсичных веществ при езде на велосипеде и передвижении на электричке/дизеле/такси. Те же результаты — хуже всего в салоне автомобиля.
Это объясняется тем, что салон автомобиля не герметичен и выхлопные газы всё же попадают внутрь, при этом оставаясь там и накапливаясь, вдобавок, взвесь из не сгоревших фракций топлива висит на высоте около метра, как раз там, где у машин воздухозаборники.
Голова велосипедиста находится гораздо выше, воздух там чище, к тому же, он всегда дышит «текущим» воздухом, тогда как водитель вынужден вдыхать всё те же накопившиеся в салоне выхлопные газы, даже выехав из центра города. Этим обуславливается вывод, который сделали авторы отчета: участвовавшие в эксперименте водители авто получили превышение безопасной дозы токсических веществ, тогда как велосипедисты оказались гораздо ниже этой черты.
Это не значит, что велосипедист не поглощает вредные вещества с воздухом. Но он поглощает их меньше, чем если бы был автомобилистом.
6. Ты в шлеме, потому что часто падаешь?
Ну, это примерно, как спросить автомобилиста: "у вас тут подушка безопасности, потому что вы часто попадаете в аварии?" или еще абсурднее - "вы в обуви, потому что часто раните ноги?"
Мы предохраняемся от чего-либо ВО ИЗБЕЖАНИЕ вреда. Поэтому шлем мне потому что это красиво чтобы защитить голову, ЕСЛИ я упаду. И еще для тепла (честное слово).
Хорошо, давайте поговорим о шлеме.
Тема заслуживает отдельного поста, но главное я готова сформулировать максимально емко и кратко: хороший шлем - это тот, что разбивается при падении, чтобы спасти вашу голову. Он так сделан. Специально. Он создан для того, чтобы спасти вашу жизнь и ваше здоровье.
Я в этом убеждалась трижды.
- Падение его же на тренировке до Иоссера в 2020 году.
- Падение Алика на бревете 600 км в 2023 г.
Если вам интересно, сколько раз и как падала я - вот ответ: один раз. На Кипре - колесо при развороте попало на ручеек заболоченной воды и я просто поскользнулась. Удар был не той силы, чтобы шлем разбился, но вполне той, чтобы я почувствовала, что бы было с моей головой, не будь на ней шлема. Я умею усваивать опыт.
7. Тебе не скучно ехать сотни километров?
Нет. Мне не скучно. Хотя бы просто потому что я делаю то, что мне нравится и то, что приводит меня в гармонию.
Маршруты "Легиона", что и говорить, не отличаются разнообразием. Собственно, их два: северный и южный. И на обоих у меня небольшой выбор - ехать в компании сострадальцев и слушать захватывающие истории - или ехать одной.
И знаете - при всей любви к людям и общению я предпочитаю второй вариант. Я именно тот человек, которому не бывает скучно наедине с собой, чего и вам желаю.
И все же иногда, особенно во время продолжительных (400+) бреветов, у меня случаются приступы эдакой ментальной усталости. Это хороший момент, чтобы понять чем рандоннерский спорт отличается от любых других видов физической активности.
Шахматист независимо от победы или проигрыша может скинуть фигуры, сложить доску и уйти домой.
Атлет примет душ, сложит в сумку форму и тоже уйдет.
А веломарафонец безнадежно выматерится и продолжит ехать, потому что до дома еще 300 км.
Нам некуда деваться. При всем желании.
Даже если до смерти надоело ехать.
В такие минуты роковые я могу только посоветовать думать о пиве том, как хорошо дома. И еще о том, сколько интересных маршрутов по всей России и всему миру подарил вам велоспорт.
8. На велосипеде в такой холод?
На самом деле, вопрос не праздный. По крайней мере, на Севере, где ночные заморозки в июле - это не аномалия, а статистика. К этому просто нужно быть готовым.
Вообще, холод - категория очень относительная. Для жителей южных регионов России и жарких стран мира - все, что ниже +10 - это климатическая катастрофа. Мои друзья из Египта как-то рассказывали совершеннейшую жесть - как в Каире при +6 (впервые за много лет выпал снег) люди получали лютое переохлаждение вплоть до летальных исходов. Ну, для страны, где в материковой части температуры +60 и выше - ничего удивительного.
Если же вернуться к нашим баранам велосипедам, то есть два очевидных золотых правила:
- Одеваться по погоде (это когда вам прохладно во время остановок, но комфортно в движении) и чередовать теплый слой с ветро- и влагонепроницаемым
- Двигаться. Пока вы способны сохранять движение, ВЫ НЕ ПЕРЕОХЛАДИТЕСЬ И НЕ ЗАБОЛЕЕТЕ.
Последнее я неоднократно испытала на себе, в том числе, когда погода была намного ниже прогнозной и моя экипировка ей не соответствовала.
В 2019 году на Кипре мы выехали на объемную горную тренировку и попали в циклон с мокрым снегом и ледяным ветром - надо ли говорить, что мы были в летней форме и нас моментально продуло насквозь. Холод был буквально парализующим, а самое плохое, что он застиг нас не на подъеме, а на серпантинном спуске по мокрой дороге, где все что я могла - орать от ужаса и пытаться удержать руль. Меня колотило от холода и паники и я до сих пор благодарна Михаилу Голяшову, который спокойно приказал ехать. Просто ехать. Не останавливаясь. Когда мы спустились в долину, циклон миновал, выглянуло солнце и нагрело воздух, но я была уверена, что мы точно накатали себе если не воспаление легких, то уж точно роскошнейшую ангину. Ничего подобного. Ни один участник группы не заболел.
Аналогично, на марафоне Париж-Брест-Париж в том же 2019 году, летняя Франция дала нам проср вдоволь померзнуть - температура ночью опускалась до +2, на траве поблескивал иней, а в сочетании с туманом, который оседал влагой на одежде, это было очень далеко от ожиданий Олега, который боялся обгореть и уговаривал меня выложить теплую куртку. Да, было холодно. Но мы просто ехали и согревались движением.
9. А если велосипед сломается?
Иными словами, способна ли я устранить поломку и ехать дальше?
Ответ на этот вопрос приходит с опытом.
Если речь о том, могу ли я при наличии минимального ремкомплекта заменить камеру или починить цепь, то есть устранить штатные поломки, с которыми сталкивается практически любой велосипедист - то да, однозначно, могу.
Другое дело, что у меня - слабой девушки с лапками, на трассе под дождем, в темноте - на это уйдет намного больше времени, чем у красивого механика с сильными руками в теплом сервисном центре. И тем не менее, катастрофой такая поломка для меня не станет.
Другое дело, что это не единственное, что может сломаться в велосипеде, и фото выше - тому подтверждение. На 200-км в 2022 году у меня вылетел прижимной винт и ахнула система, и вот к этой поломке я была не готова. Спасибо Артему, который помог устранить поломку и по крайней мере обеспечил мой финиш. А систему, один фиг, пришлось менять.
Еще более критичная поломка случилась на одном из бреветов у Михаила Истомина - во время подъема у него просто отлетел задний переключатель, затстрял в колесе, повыбивал спицы и продолжать бревет "верхом" было невозможно. Поскольку условия бреветов запрещают смену велосипеда в течение маршрута, Михаил пошел пешком и понес велик на себе (благо, шоссейники легкие). И, кстати, с запасом уложился в лимит, хотя шел около пяти часов.
10. Не вредно ли подвергать свой организм таким перегрузкам?
Почему меня на работе об этом никто не спрашивает, а?:)
Здесь, опять-таки, все относительно. Для кого-то первая сотня - беспрецедентный подвиг. Для кого-то вторая 400 за сезон - штатная тренировочная дистанция.
Ни одна из моих дистанций не была для меня перегрузкой. Ею могла бы стать грунтовая 200-ка в 2019, потому что большую ее часть я сидела за сильной группой, темп которой объективно не тянула. Но я сошла за 70 км до финиша и правильно сделала: организм не был готов к этой нагрузке. Теперь готов и результат будет другим.
Тренированность, физическая форма, моральная готовность, адекватная экипировка, своевременная энергетическая заправка и посильный (свой) темп - вот то, что предохранит вас от перенапряжения.
И БОНУС! Самый неожиданный и смешной вопрос, на который мне приходилось отвечать:) Впрочем, смешно было только мне - а катальцу - не очень.
11. Я купил по твоему совету дорогие (!) велоштаны с памперсом! Почему памперс НЕ РАБОТАЕТ?
Честно, мне и в голову не приходило, что кому-то всерьез придет в голову использовать велопамперс... ну... скажем так, для отправления естественных надобностей:)
На самом деле, памперс в велошортах - это то, что предохраняет пятую точку и промежность от болезненного стирания, ударных нагрузок и раздражения кожи. В качественной современной велоодежде используются бесшовные, антибактериальные и гигиенические технологии, которые позволяют вам ехать комфортно и долго.
И это его единственное назначение:) Для всего остального есть кусты на обочине и туалеты в придорожных кафе.
А на какие интересные вопросы приходилось отвечать вам? Ride On!