Очень часто в рекламе детских центров и уникальных методик развития мы слышим утверждения о том, что если ребенок не овладел определенным навыком к определенному возрасту, то впоследствии ему будет очень сложно его освоить.
В некотором смысле эти утверждения действительно верны: если мы не занимаемся ребенком совсем, игнорируем его потребности и запросы, то ему действительно будет затруднительно развивать определенные навыки.
Таким образом, в неблагополучных семьях или детских домах, где не удовлетворяются базовые потребности ребенка в пище и безопасности, ребенок вырастает без должной поддержки.
Однако, когда ребенку обеспечивается безопасность, сытость, а также доступ к игрушкам, соответствующим его возрасту, это уже достаточно для его естественного роста и развития в соответствии с нормами.
Будущие родители часто испытывают желание начать заботиться о развитии своего ребенка задолго до его появления на свет. Они покупают специальные игрушки, развивающие пособия и стремятся создать для него стимулирующую "развивающую" среду.
Но стоит задуматься: нужно ли всё это так рано?
После рождения ребенка многие родители сразу же начинают применять специальные методики развития, учат его читать с самого раннего возраста, говорят на иностранном языке и показывают карточки с изображениями цветов и животных. Записывают малышей на курсы раннего развития или в престижные детские сады Монтессори, полагая, что только опытные преподаватели могут правильно развить ребенка и обеспечить ему необходимую базу. Чем престижнее педагог и уникальнее его методика, тем выше стоимость этих курсов.
Однако, на самом деле эти занятия чаще всего нужны не столько самому ребенку, сколько его родителям. Они могут чувствовать сомнения и вину, если не записывают малыша в специальные клубы или не покупают ему уникальные авторские игрушки.
Возникает ощущение, что они не делают всего необходимого для развития ребенка и не являются достаточно хорошими родителями. Поэтому они инвестируют значительные суммы денег и времени в развитие ребенка, будучи уверены, что после определенного возраста уже поздно и все начинания не принесут результатов.
Ведь каждый родитель стремится быть лучшим для своего ребенка, не так ли?
Однако стоит помнить, что развитие ребенка - это непредсказуемый и индивидуальный процесс. Не стоит спешить и стремиться к идеальности. Важно довериться своей интуиции и наслаждаться моментами, проведенными вместе с ребенком. Больше времени проводите взаимодействуя с ним, общаясь и играя, а не фокусируясь исключительно на развивающих занятиях. Взаимодействие с близкими людьми и игра - это то, что на самом деле способствует развитию ребенка.
Помните, что дети учатся через наблюдение, экспериментирование и имитацию. Они осваивают мир в своем собственном темпе и по своим собственным интересам. Поэтому важно создать для ребенка безопасное пространство, в котором он может исследовать и учиться, а также поддерживать его естественное любопытство и творческий потенциал.
Не забывайте, что самыми ценными моментами для ребенка являются те, когда он чувствует вашу любовь, поддержку и присутствие. Это эмоциональная связь, которую вы строите с ним, поможет ему развиваться и уверенно идти вперед.
Основывайте свои действия на индивидуальных потребностях и возможностях вашего ребенка, а не на ожиданиях и сравнениях с другими. У каждого ребенка свой уникальный путь развития, и важно уважать и поддерживать его индивидуальность.
Ребенок действительно приходит в этот мир как чистый лист, на который мы записываем привычки и навыки. Мы нанизываем эти навыки, подобно бусинам на нитку, один за другим. Например, чтобы научить ребенка читать, ему сначала нужно освоить звуки букв, слоги и расширить свой словарный запас. Если мы форсируем процесс и учим ребенка читать с помощью модных методик, основанных на запоминании целых слов, это может затруднить его способность читать и писать в будущем.
Часто родители ориентируются на различные развивающие таблицы, широко распространенные в интернете. Однако, стоит помнить, что ребенок - не программируемое устройство. Он развивается не по таблицам и стандартам, поэтому специализированная литература не предоставляет четких указаний на каждый месяц.
Вы не найдете там записи вроде "в 5 месяцев ребенок должен брать предметы". Вместо этого, она указывает на промежутки времени, в которые ребенок обычно осваивает определенные навыки. Например, ребенок начинает захватывать предметы примерно в возрасте от 4,5 до 6,5 месяцев. Если ваш ребенок в 5 месяцев еще не берет погремушку или не формулирует предложения к году, не стоит сразу бить тревогу и бежать к врачу. Просто дайте ему время и поддержку, и он научится всему необходимому.
Каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе.
Однако не следует полностью игнорировать нормы развития и определенные сроки, в которые ребенок должен овладеть определенными навыками. Возможно, вашему ребенку требуется помощь специалистов и более пристальное внимание.
Когда стоит бить тревогу?
- Если вы замечаете, что ваш ребенок значительно отстает от норм развития. Все его сверстники уже говорят предложениями и лепят куличики, а ваш ребенок молчит и не проявляет интереса к активностям? В таком случае стоит обратиться к неврологу для консультации. Возможно, ребенку потребуется медикаментозная поддержка или помощь специалиста.
- Если ваш ребенок хочет делать что-то, но у него не получается. Вы видите, что он прилагает усилия и стремится выполнить задачу, но по какой-то причине ему не удается. В такой ситуации полезно обратиться за консультацией к психологу, нейропсихологу и дефектологу, чтобы найти правильный подход и помочь ребенку в его развитии.
Во всех остальных случаях стоит дать ребенку разумное время и не форсировать события.
Важно создать поддерживающую и стимулирующую среду, в которой ребенок может свободно и натурально развиваться, и быть терпеливыми, давая ему возможность раскрыть свой потенциал.
И помните, что вы уже являетесь хорошими родителями, потому что вы любите своего ребенка и заботитесь о нем. Не сомневайтесь в своих силах и доверьтесь своей интуиции. Вместе с ребенком вы будете расти и учиться, создавая прочную и ласковую семейную атмосферу, в которой он сможет раскрыть свой потенциал и возможности, и стать самим собой.
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог, ДПТ – терапевт, член АКПП (Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии), Руководитель центра психологии и нейропсихологии PsyMed