В летописях античного периода неоднократно встречается описание двух встреч выдающихся полководцев своего времени Ганнибала Барки и Публия Корнелия Сципиона Африканского в 202 и 193 годах (здесь и далее все даты до новой эры). Но могли ли подобные встречи произойти в действительности? Перед битвой при Заме Ганнибал изъявил желание лично встретиться с римским военачальником и обсудить условия мира между двумя государствами. У летописца Аппиана Сенат поручает Сципиону самостоятельно от своего имени вести переговоры с Карфагеном, но по Титу Ливию Сенат приказывает римскому полководцу продолжать войну, не считаясь с его позицией. Учитывая крайне напряженные отношения между Сенатом и Сципионом, такое положение дел кажется вполне естественным, и крайне маловероятно, чтобы у командующего римской армией в Африке были полномочия для заключения мира с противником на своих условиях. В таком случае встреча двух полководцев была лишена смысла, кроме личного знакомства. Исследователь Г. Дельбрюк также подвергает сомнению встречу двух полководцев перед битвой при Заме: «Предание приурочило пресловутые личные переговоры между Ганнибалом и Сципионом, в которых карфагенянин выступает как просящая мира сторона. Не подлежит сомнению, что эта встреча двух полководцев, как устанавливает Конрад Леман, порождена фантазией Энния. Тогда Ганнибал меньше всего думал о том, чтобы запрашивать у римлян мира, а Сципион был очень далек от безусловной уверенности в победе». Поясню, что Квинт Энний являлся древнеримским поэтом и жил в 239-169 годах.
Лансель Серж в книге «Ганнибал», наоборот, считает, что подобная встреча состоялась и пишет: «Что касается предварительной встречи Ганнибала со Сципионом, то никаких серьезных оснований сомневаться в историчности последней, у нас нет. О ней упоминает Полибий, менее всего склонный драматизировать события в поисках дешевых эффектов, а ведь он находился в привилегированном положении, поскольку благодаря своей близости к семейству Сципионов имел доступ к самым надежным источникам. И если Тит Ливий постарался изложить это событие в собственной, гораздо более торжественной «аранжировке», по мотивам которой впоследствии была создана целая серия гобеленов, то греческий историк довольствовался скупой ссылкой на то, что подобная встреча имела место, причем протекала с глазу на глаз, если не считать присутствия нескольких конных телохранителей с той и другой стороны».
По свидетельству летописцев Ганнибал и Сципион встретились еще раз в 193 году в Эфесе, и между двумя бывшими врагами состоялась дружеская беседа. По Плутарху: «Ганнибал шел впереди, хотя почетное место более приличествовало Сципиону как победителю, но Сципион смолчал и шел, как ни в чем, ни бывало. А потом он заговорил о полководцах и Ганнибал объявил, что лучшим из полководцев был Александр, за ним Пирр, а третьим назвал себя. И тут Сципион, тихо улыбнувшись, спросил: «А что бы ты сказал, если бы я не победил тебя»? – на что Ганнибал ответил: «Тогда бы не третьим, а первым считал я себя среди полководцев».
В отличие от встречи при Заме, Лансель Серж возможность существования данной дружеской беседы Ганнибала и Сципиона в Эфесе ставит под сомнение: «Тит Ливий не смог удержаться от искушения и пересказал со ссылкой на источник Клавдия Квадригария мифическую историю о, якобы, имевшей в Эфесе конфиденциальной встречи Ганнибала и Сципиона. Вслед за Титом Ливием эту легенду впоследствии подхватили Аппиан и Плутарх, преподнесшие ее как исторический факт. Особенно постарался Аппиан, лишенный даже чувства меры и способности критического осмысления действительности, каким владел падуанский историк, набросавший целую картину дружеской беседы обоих полководцев, состоявшейся в городском гимнасии. Аппиан уверяет читателя, что Ганнибал даже приглашал Сципиона отобедать у него дома вечером». Для меня также крайне маловероятна правдивость данного изложения столь дружеской беседы двух бывших и непримиримых врагов, учитывая, что отец и дядя Сципиона, командовавшие римской армией в Иберии, погибли в 211 году в битве с карфагенянами.
Чтобы лучше понять реальную картину произошедшего, подробнее рассмотрим события, происходящие в 193 году. Весной 193 года римская делегация, возглавляемая Сульпицием Гальбой, Виллием Таппулом и Элием Петом из Пергама отправилась в Эфес для ведения переговоров с Антиохом. Но сирийский царь к тому времени отбыл в Писидию для подавления мятежа местного населения, поэтому римское посольство, в составе которого, якобы, был Сципион, остановилось в Эфесе и там встретилось с Ганнибалом. О присутствии Сципиона в составе римской делегации Тит Ливий свидетельствует со слов истории, изложенной по-гречески Ацилием. Римские послы встретились с Антиохом в Апамее Писидийской только летом, и переговоры закончились безрезультатно, а затем по причине смерти сына сирийского царя и вовсе были прерваны. В знак уважения к трауру римская делегация снова удалилась в Пергам. Новый раунд переговоров состоялся поздней осенью того же года, но дипломатические усилия двух сторон прийти к компромиссу в решении спорных территориальных вопросов также окончились безрезультатно. Ганнибал на повторных переговорах не присутствовал. Таким образом, данные Википедии о том, что встреча Ганнибала и Сципиона в Эфесе состоялась именно в конце 193 года, не соответствуют действительности. И если следовать общепринятой хронологической последовательности в изложении переговорного процесса римлян с Антиохом в 193 году в целом, встреча Ганнибала и Сципиона в Эфесе могла произойти только в конце весны или начале лета того же года.
Современный историк Морис Олло в своей научно обоснованной работе доказал, что Сципион действительно совершил в конце 193 года поездку на Эгейское побережье и оставил следы своего пребывания на острове Делос, но поздней весной и летом того же года никак не мог находиться в Эфесе. Именно в это время Сципион в сопровождении Корнелия Цетега и Минуция Руфа отбыл из Рима в Карфаген для урегулирования спорного территориального вопроса между пунийцами и царем Нумидии Масаниссой. Дело в том, что после окончания второй Пунической войны в 201 году именно Сципион осуществил демаркацию границ Карфагена и Нумидии. Соответственно и разбирать данный земельный конфликт Сенат предоставил полномочия самому Сципиону. И только поздней осенью, по утверждению Мориса Олло, Сципион имел возможность присоединиться к римскому посольству для ведения переговоров с Антиохом.
Изложу свою точку зрения видения данной ситуации. Во-первых, мне не понятно, почему в данных Википедии и абсолютно во всех публикациях российских авторов встреча Ганнибала со Сципионом в Эфесе приходится именно на окончание 193 года? Ведь по Титу Ливию: «В начале 193 года Антиох прибыл в Эфес. Своего сына он отправил в Сирию стеречь окраины государства». Аппиан продолжает: «В это время в Азию явилось римское посольство, которое царь принимал в Эфесе. Римляне часто виделись с Ганнибалом и много разговаривали с ним». Аппиан также свидетельствует о том, что Антиох вернулся из Писидии в Эфес и дал аудиенцию римской делегации. Моммзен вообще утверждает, что: «В Эфесе римские требования были весной 192 года предметом переговоров между Антиохом и присланными от Сената послами Публием Сульпицием (Гальбой) и Публием Виллием (Таппулом)». То есть, Моммзен сдвигает переговоры на год позже, что логично с точки зрения объявления римлянами войны Антиоху в ноябре того же 192 года.
Во-вторых, осторожно возражу авторитетному мнению Мориса Олло. На самом деле, как только закончился срок его консулата в 193 году, а избранные консулы в Риме в данный период времени вступали в должность с 15 марта, согласно летописным источникам Сципион изъявил желание ехать послом в Африку для урегулирования спорных территориальных вопросов между Карфагеном и царем Нумидии. Сципион имел долгую конфиденциальную беседу с Масаниссой и с тех пор царь Нумидии оставил Карфаген в покое и ни разу его не тревожил в течение последующих 12 лет до смерти Сципиона. Как только Сципион скончался, Масанисса вновь напал на владения карфагенян и с завидным постоянством продолжал набеги на протяжении последних 32 лет своей жизни. Сразу после посещения Африки Сципион вполне мог присоединиться к римским послам и направиться на Восток ко двору Антиоха, чтобы узнать планы и настроения Сирийского царя и Ганнибала. И уже после этого на обратном пути в Рим посетить Делос.
То есть, с началом навигационного периода на Средиземном море в апреле месяце и после окончания своего консульства, Сципион в течение нескольких недель вполне мог посетить Африку, и у него оставалось еще предостаточно времени, чтобы не единожды посетить Малую Азию в течение всего летнего и осеннего периодов. На то, чтобы добраться морем из Карфагена до Эфеса быстроходному и не торговому кораблю требовалось всего 12 дней. По моим расчетам, Сципион с апреля по октябрь 193 года минимум десять раз мог из Рима по морю достичь Эфеса, встретиться с Ганнибалом и вернуться обратно на родину. И я нахожусь в полном недоумении, почему Морис Олло кратковременным переговорам Сципиона в Африке отводит полгода - всю весну и лето.
Следует учитывать, что по причине начинающихся в ноябре месяце штормов на Средиземном море и завершении навигационного периода, Сципиону пришлось возвращаться в Рим не позже поздней осени. О том, что он возвращался на родину не сухопутным путем, а именно морем, свидетельствует факт посещения Сципионом острова Делос. Сципион не мог находиться в Эфесе в самом конце 193 года еще по одной уважительной причине, так как по сведениям летописцев именно в этот период времени он был в Риме и поддержал на консульских выборах две кандидатуры – своего двоюродного брата Публия Корнелия Сципиона и боевого товарища Гая Лелия. Учитывая крайне противоречивые сведения летописцев, мы никогда с определенной долей достоверности не сможем доказать состоятельность версии о встрече Ганнибала и Сципиона как при Заме, так и спустя девять лет в Эфесе.