Найти тему
Университет «Синергия»

Студенты лучше запоминают материал, если он...❓

Оглавление

Процесс обучения сложен и многогранен, и у каждого свои особенности в восприятии материала, свой темп овладения новыми знаниями. Изучая вопросы работы мозга, нейрофизиологи сделали открытие. Человеческий мозг содержит три центра психической активности:

  • рептильный,
  • лимбический,
  • неокортекс.

Они тесно переплетены между собой нейронными связями, при этом каждый имеет свою автономию: «выживать», «чувствовать», «думать».

🧠 Какой участок мозга отвечает за память

Неокортекс – самая эволюционно молодая структура центральной нервной системы, составляет около 90% от больших полушарий головного мозга. Благодаря ей человек обладает мышлением, интеллектом, самосознанием, способен к развитию речевых и письменных навыков, производить расчеты и принимать рациональные решения.

Проблема запоминания связана как раз с работой неокортекса. Но эта префронтальная кора головного мозга, во-первых, очень энергоёмка, а во-вторых, ленива. Из-за того, что организм сосредоточен на сохранении энергии, человек непроизвольно выбирает деятельность, результаты которой достигаются быстро, с наименьшими физическими и интеллектуальными усилиями.

Для того, чтобы информация осела в памяти надолго – нужна сила воли – заставить работать «ленивый» неокортекс.

👀 Как быстрее запомнить информацию

Проблема эффективного запоминания учебного материала находит решение, если:

1. Студент мотивирован: знает конечную цель и предстоящие бонусы от овладения новой информацией.

2. Материал разбит на конструктивные элементы, некоторые из которых могут быть отнесены на самоизучение. Насильное насаждение знаний может привести к обратному эффекту.

3. Преамбула перед основным материалом (культурный код, отсыл к литературным произведениям, эмоциональную историю и др.) является зацепкой к основному контенту.

4. Информация сочетает вербальный и визуальный каналы, в том числе с использованием современных цифровых технологий.

5. Правильно выстроена последовательность смена циклов активности неокортекса. Каждый из циклов - последовательность смены фаз:

  • «разгона внимания» 4-5 мин,
  • повышенного внимания, «плато» 25-30 мин,
  • мыслительного напряжения 10-15 мин,
  • ослабления внимания.

6. Студент вовлечен в образовательную деятельность. Он может сам попробовать пересказать выученный материал своему окружению.

7. Присутствует обратная связь, вопросы не столько на извлечение данных из памяти, сколько на интерпретацию, придания информации собственной эмоциональной окраски.

8. Повтор информации время от времени. Так, успешное овладение иностранным языком – это прежде всего языковая практика.

9. Обучение происходит постепенно - «Распределенное обучение». Например, правило «пяти часов».

10. Запоминание будет лучше в циркадные ритмы: в 9 утра и 9 вечера.

Мекшенева Жанна Владимировна, заведующая кафедрой математики факультета Информационных систем и программирования Университета «Синергия»

-2