Сегодня хочу процитировать отрывок из книги К.А. Макарова - "Советское декоративное искусство" (1974 г.), посвященный работам Владимира Михайловича Городецкого, художника Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова. Дополняю материал моей подборкой иллюстраций.
"Общая новая направленность декоративного искусства породила в нем целый ряд форм, существование которых уже невозможно было объяснить с позиций строгой утилитарности (как невозможно было объяснить в свое время с позиций утилитарности существование агитфарфора). В центре споров оказался целый ряд работ, выполненных в стекле и керамике, среди них особое место занимал фарфор Владимира Городецкого.
Формы сервиза В.Городецкого „Цветущий кобальт“ можно условно определить как „барочные“. Они возникают органически, как природные формы - в виде бутонов и лепестков, чем так увлекались в ХVIII веке.
Сквозь тонкие стенки фарфоровых сосудов проступает легкий подглазурный кобальтовый узор и переходит в звонкий насыщенный цвет. Сложная палитра кобальта и узорочье действительно создают впечатление волшебного куста. В век утилитаристского подхода к фарфору, как материалу (особенно в Европе) В.Городецкий возвращает ему изначальное для него значение драгоценности.
В чем заслуга В.Городецкого, помимо того, что он возродил драгоценное качество фарфора, показал во всем блеске формообразующее значение природных мотивов? В том еще, что он по-своему решил и проблему „вариантных стандартов“, или, точнее, „уникальных серий“, предназначенных для производства.
Росписи сервизов „Цветущий кобальт“ или „Северные цветы“, а также его ваз и блюд служат основой ряда вариантов, которые впоследствии тиражировались сериями.
„Я работаю большими циклами, - говорит художник, - возникшие во мне ощущения, образы, ассоциации выливаются в серии ваз, в формы их росписи. Росписи вырастают из характера форм, а в последнее время формы стали вырастать из орнамента, являясь его частью“.
Каждый листик и птица у Городецкого - канон и в то же время вариация, Городецкий установил звено: „уникум равно серия“, оставалось добавить: „серия равно массовый тираж". Но это звено ковалось уже не в сфере собственно декоративно-прикладного искусства, а на стыке традиционного искусства и дизайна. Надо сказать, что производство массовой промышленной продукции отставало в это время от уникальных образцов.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.