Найти тему

Что не так с жизнью Анны и Георга? Отзыв на фильм Ханеке "Седьмой континент"

Вроде бы все хорошо?
Вроде бы все хорошо?

"Седьмой континент" - дебютный фильм Ханеке, входящий в "трилогию Замораживания" наряду с "Видео Бенни" и " 71 фрагментом хронологических случайностей". В нем проблематизируется тема общества потребления, зависимость человека от вещей, технологий и превращение его в искусственный механизм без целей, смыслов и устремлений.

Но как не попасть в эту ловушку, как выбраться из бессмысленного круговорота, в котором деньги имеют большее значение, чем живой человек? Режиссер задаёт зрителю вопросы, но не даёт ни единого ответа, эту задачу он предоставляет нам.

В "седьмом континенте" мы видим обычную среднестатистическую семью, живущую ужасно скучной, однообразной и поверхностной жизнью. Ханеке гениально погружает зрителя в рутину, которой живут герои, заставляет его возненавидеть такое существование и начать думать, что в своей жизни можно поменять, чтобы не повторить сценарий, проживаемый Анной и Георгом.

В семье, показанной Ханеке, царит тотальное отчуждение, отсутствие взаимопонимания, ментальная слепота, глухота и немота. Оператор часто акцентирует внимание на ручке двери, постоянно закрываемой героями, она как бы символизирует стену между ними, отстранённость, одиночество каждого.

Надо уметь открывать двери
Надо уметь открывать двери

В каждом персонаже, возможно, живёт мечта, чтобы "вместо головы был монитор и можно было читать мысли" - такие желания возникают из-за неспособности говорить о важном и находить общий язык. Но современна ли эта проблема? Или она всегда была актуальной?

Возможно ли, чтобы люди абсолютно понимали друг друга? Ведь отчуждение мы видели и у Бергмана, и у Достоевского. Но раньше оно имело немного другие формы, иногда пространство отчуждения заполнялось иллюзиями, жертвенностью, чувством долга. Но сейчас, когда общие идеалы, навязанные религией или государственной идеологией, перестали играть свою роль, на смену им пришла идеология потребления.

Возникли ли между людьми ещё большие провалы?

Ханеке в одном из своих интервью, говорил о влиянии современных технологий на человека, отстраняющих его от реальности. Из-за того, что люди видят красочную реальность по телевизору, а сейчас и в социальных сетях, у многих происходит впечатление, что самые яркие события происходят там. Из-за этого человек не ощущает свою сущность, пока не заснимет реальность на камеру, не присвоит ее в своих иллюзиях.

По этой причине и происходит истерическое фотографирование себя на фоне новых мест, достопримечательностей - из-за попыток доказать свою бытийность. Может это отстранение от реальности и отгораживает ещё больше людей друг от друга? Потеря способности ловить момент не камерой, а ощущением, сосредоточенностью, всем своим существом ведёт и к потере способности слушать другого, понимать его.

Ещё один немаловажный вопрос: как прожить свою жизнь, а не чужую, навязанную извне (рекламой, обществом, красивой картинкой успеха)? Как быть не только обеспеченным, но и счастливым? Ответ прост: нужно гнаться не за деньгами, а за мечтой. Да и зачем вообще гнаться? В погоне за деньгами - получишь только деньги, лучше найти дело, которое действительно интересует и развиваться в нем, погружаться в него, а деньги приложатся. Нужно стремиться получать удовольствие не от цели, а от процесса. Вообще, в любой профессии можно найти то, чем она будет цеплять. Или можно найти хобби, которое будет давать энергию, наполнять жизнь разнообразием.

Ещё одна интересующая меня тема: как не оказаться в рабстве у вещей, у рекламы? Культурой навязывается, что выходя в общество, надо примерять на себя маски. Одежда, машина - могут отражать статус, это своего рода упаковки, презентующие человека. Но ведь уход за внешним обликом может заменить главное, глубинное. В фильме герои постоянно намывают машину, вместо того, чтобы разобраться со внутренними проблемами, отмыть психологические пятна.

Мой - не мой... Мытье машины не поможет
Мой - не мой... Мытье машины не поможет

Герои как будто бы сливаются с вещами, становятся менее значимыми, чем вещи: камера постоянно скользит по предметам обихода, они в кадре появляются чаще людей. Герои обезличены, они превращены в оболочку без содержания, это видно, например, по механически произносимой молитве перед сном, по их холодности по отношению друг к другу, к жизни. Они как будто живут по инерции, не понимая зачем и куда они движутся. Это их в итоге приводит к летальному исходу. Поэтому важно осознавать для чего ты живёшь и куда движешься, чтоб от существования не возникала тошнота.

==

Даша

==

Другие рецензии автора:

Неживое общество. Отзыв на фильм “Плезантвиль”
Киноклуб «Против течения» - Санкт-Петербург. Не только о кино26 ноября 2022

==