Найти тему
Кино-Вед

Как я не попал на Хитровку

Я убежден, что Карен Шахназаров - один из самых талантливых людей нашего кино. Он снял совершенно разные, но равно талантливые картины: "Мы из джаза", "Курьер" - и "Цареубийцу". Он воссоздал из разрухи "Мосфильм". Это само по себе подвиг.

Неудача такого художника должна быть изучена и осмыслена, чтобы понять что-то о нас сегодняшних. Ведь "Фильмы смотрят нас", надо только понять, что фильмы в нас видят.

Место действия, его среда - Хитров рынок. Одна из сюжетных мотивировок - знакомство труппы Художественного театра с бытом "хитрованцев" во время работы над спектаклем "На дне". Это по пьесе М. Горького, если кто забыл.

Проводником по кругам криминального мира был Гиляровский, журналист, автор потрясающих очерков. Его играет М. Пореченков.

Наверное, для современной малочитающей публики следует сказать пару слов о "дяде Гиляе". Это был человек чудовищной физической силы. В молодости он сбежал из дома, чтобы поработать бурлаком. Можете поискать его на полотне И. Репина. Вернулся домой. Папа, ругая сына за легкомыслие, завернул к кольцо каминную кочергу. Отпрыск, оправдываясь, между делом, нужную в обиходе вещь распрямил. С криминальным миром у "дяди Гиляя" отношения были сложные. В Москве свирепствовали туги-душители. Ночью подкрадывались к прохожему сзади, набрасывали удавку... Потом грабили. Пара таких нарвалась на Гиляровского. Он отнял удавку, трахнул друг о дружку лбами и на себе отнес тела в полицию. При всем этом он был блестящим журналистов, почитайте!

На самом деле Гиляровский повел в трущобы не одного Станиславского, а большую часть труппы. Представьте, в ночлежку, где скрываются беглые каторжане, шурша кринолином или что там у дам тогда было, является Ольга Книппер-Чехова. Булгаков описал, как во МХАТе во время репетиции его пьесы выстрелы заменяли хлопком в ладошки, а то актрисы в обмороки падали. И вот вам, здрасьте, они во вполне реальном действующем притоне.

Труппу пытались ограбить и "замочить". Гиляй понял, что надо что-то делать, пристукнул первого, кто кинулся и выдал матерную тираду с загибами на 7 минут. Когда он закончил, урки зааплодировали, а какая-то тетка, как пишет Гиляровский, сказала ему: "Окстись, завтра святой праздник!" И тоже, весьма сочно, его обложила.

Вместо этого всего Карен Шахназаров предлагает сюжет из Конан-Дойла. Шерлок Холмс может понять джентльмена и кэбмена, ему даже образ мысли бывшего матроса внятен. Но что он сможет на Хитровке?

Две "составные части" фильма не прилегают друг к дружке. И обе демонстрируют , что изготовлены из фанеры. Поэтому уже через полчаса становится скучно.

Много лет на наших экранах царствовал Голливуд. В результате миллионы наших зрителей знают только одну формулу кино: набрать в рот попкорна и ждать, как тебя сейчас будут развлекать историями, не имеющими отношения к реальности.

Кинематографисты, даже такие, как Карен Шахназаров, не отваживаются нарушать ожидания людей в темном зале. Себе дороже, зритель голосует ногами и рублем. А тому, что подражание чужеземной продукции всегда провально, жизнь уже научила. Наши копии чужого всегда будут хуже оригиналов. Значит, надо попытаться как-то объединить наше и не наше?

Стоит наш кинематограф, как витязь на распутье, и решает задачу: как свести вместе расходящиеся тропки. И создает оксюморрон (это соединение несовместимого, типа "жареный лед") про Холмса на Хитровке.

Кто поможет талантливым российским кинорежиссерам разрешить эту безвыходную ситуацию? Только мы, зрители. Что мы выберем, экзотические приключения в картонных декорациях или свое, полнокровное и колоритное кино.

Мне интереснее дядя Гиляй и Хитровка.

А вам?