Найти в Дзене
Илья Duke

Где жили русы, о которых рассказывал Ибн Фадлан?

Ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель первой половины X века известен в первую очередь тем, что составил довольно подробное описание древних русов причем не по рассказам третьих лиц, а по собственным наблюдениям, почему именно его сведения и представляют наибольшую ценность среди ранних арабских записей о русах вообще. Однако при упомнинаии тех русов, часто проходят мимо указания места, где эти русы собственно жили. А между прочим, это место сохранилось, его можно указать и сейчас. Благодаря археологическим исследованиям, современная наука знает, что встреченные Ибн Фадланом в 922 году русы - это смешанное славяно-финно-скандинавское население, пришедшее из Ярославского Поволжья, а в Ярославское Поволжье это население пришло из Поволховья и Приильменья Новгородчины, из области археологической культуры новгородских сопок смешанного славяно-скандинавского населения. Новгородские сопки - это курганы древнерусской знати преимущественно скандинавского происхождения VIII - IX веко

Ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель первой половины X века известен в первую очередь тем, что составил довольно подробное описание древних русов причем не по рассказам третьих лиц, а по собственным наблюдениям, почему именно его сведения и представляют наибольшую ценность среди ранних арабских записей о русах вообще.

Однако при упомнинаии тех русов, часто проходят мимо указания места, где эти русы собственно жили. А между прочим, это место сохранилось, его можно указать и сейчас.

Благодаря археологическим исследованиям, современная наука знает, что встреченные Ибн Фадланом в 922 году русы - это смешанное славяно-финно-скандинавское население, пришедшее из Ярославского Поволжья, а в Ярославское Поволжье это население пришло из Поволховья и Приильменья Новгородчины, из области археологической культуры новгородских сопок смешанного славяно-скандинавского населения.

Новгородские сопки - это курганы древнерусской знати преимущественно скандинавского происхождения VIII - IX веков. Они происходят от высоких, так называемых вендельских, курганов Швеции.

Именно в этих веках в Ладоге зарождается ядро нового этносоциума, носящего имя Русь. В этих условиях в среде разноэтничного населения и проходит сложение сопочного обряда, причем Д. А. Мачинский прямо указывает на скандинавские элементы в погребальном обряде наиболее древней из известных на сегодня ладожских сопок. Как памятники социальной верхушки, обладающие сакральностыо, сопки и по ряду типологических признаков более всего сопоставимы со шведскими высокими курганами вендельской эпохи, как указывали А. А. Спицын и В. И. Равдоникас. Вендельская эпоха - это условное обозначение временного промежутка (середина VI - конец VIII веков) предшествующего так называемой эпохе викингов.

А под описание Фадлана попадает так называемое Балымерское городище на Волге.

Балымер (также Булымер, тат. Балымер) - городище Волжско-Камской Булгарии близ села Балымеры (современный Спасский район Татарстана).

-2

Балымерское городище сохранилось до настоящего времени. Оно расположено на южной окраине села и занимает примерно 3,5 га. Балымерское городище соединено земляным валом с укрепленным замком или крепостницей - Маклашеевским II городищем и наблюдательным пунктом на мысу с одной стороны и сторожевой заставой на месте более древнего городища "Шолом". За валом находились жилые и хозяйственные постройки посада и ремесленные усадьбы. Протянувшаяся на несколько километров, поселенческая агломерация была, очевидно, важным торговым центром этого района. Свидетельством тому являются соответствующие находки, которые были сделаны в этом районе.

Могилы и курганы относятся к захоронениям волжских булгар и русов IX — X вв., а также кочевников времен "Золотой орды" XIII — XIV вв. Существует мнение, что именно в Балымере арабский путешественник Ибн-Фадлан наблюдал погребальную церемонию русов (т.н. погребение в ладье), описанную им в своих воспоминаниях.

-3

Подходящее по описанию Ибн Фадлана погребение с трупосожжением у села Балымер совершено, скорее всего, как раз в первой половине X века, и подобно погребениям с трупосожжениями из курганов Ярославского Поволжья X—XI веков, которые оставило смешанное славяно-финно-скандинавское население, но в погребении Балымерского кургана имеется влияние волжских булгар (сосуд, поясная сумка с бронзовыми обкладками по краю и круглые "венгерского" типа накладки).

Таким образом вы сами можете побывать в месте, о котором рассказывал древний историк, где жили наши древние родичи, в живую прикоснуться к нашей истории.

Еще мои статьи и видео о подобных исторических местах, которые любой может посетить и сейчас: