Найти тему

ВЛ22М от MODIMIO: разбор с пристрастием. Часть 2

Оглавление

Иван Попов, Сходня Московской области, Андрей Стафиевский, Иркутск

Продолжаем разбор прототипа и модели электровоза ВЛ22М, и в этой статье речь пойдет о тех доработках, которые напрашиваются сами собой, после знакомства с моделью и по итогам разбора прототипа в первой части цикла статей, посвященных данной модели. Ознакомиться с первой частью статьи можно по этой ссылке:

Часть 2. Доработки модели. Теория

Доработки модели, если взяться за них более-менее основательно, будут связаны не только с приданием модели схожести с той или иной серией прототипа, но и с тем, чтобы улучшить внешний вид модели в целом и исправить те недостатки, которые в силу разных причин есть у модели. Поэтому разделим весь список доработок внешнего вида на четыре части:

1. Доработки кузова и крыши, связанные с принадлежностью к раннему, среднему или позднему выпуску;

2. Доработки, связанные с модернизациями и изменениями в процессе эксплуатации локомотива;

3. Общие доработки кузова и крыши модели;

4. Доработки ходовой части и рамы.

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38

В этой статье речь пойдет о первых трех пунктах, а в следующей части мы расскажем про доработки внешнего вида ходовой части и рамы модели.

1. Доработки кузова и крыши, связанные с принадлежностью к серии

Рассмотрев в первой части различия электровозов ранних, средних и поздних выпусков, мы пришли к выводу, что модель от MODIMIO несет на себе признаки как ранних, средних и поздних машин. Если вы намерены доработать модель в соответствии с прототипом, улучшить ее внешний вид, то наиболее простым представляется вариант доработки модели до состояния, которое соответствовало бы поздним (или условно средне-поздним) производственным сериям. Больше всего доработок в этом плане будет связано с крышевым оборудованием.

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38

Хотя в целом доработка крышевой части модели не выглядит, на первый, взгляд сложной задачей. Если остановиться на модели позднего выпуска (и тем самым избежать переделки окон машинного отделения), то необходимо сделать следующее:

1. Удалить водоотливные желобки по верху крыши, удалить С-образные козырьки над жалюзи, оставив желобки на стыке крыши и корпуса.

2. Для машин 1900-х номеров и выше заменить стойки токоприемников, на Л-образные (при желании также доработать люк под пантографом) и заменить пантограф на СвеТТофор); для машин 1800-х номеров достаточно только заменить пантограф.

3. Заменить трапики на крыше на травленые (где взять - отдельный вопрос; как вариант - из наборов травления для других электровозов)

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38

Если есть желание иметь в коллекции модель средних номеров (послевоенный выпуск до 1790-х номеров), то объем доработок будет чуть большим:

1. Заменить стекла модели, вставив "деревянные" рамы и немного утопив стекла вглубь.

2. Удалить водоотливные желобки на стыке крыши и корпуса, оставив желобки по верху крыши и С-образные козырьки над жалюзи.

3. Трапики, стойки под пантографами и сами пантографы можно оставить как есть (но по хорошему они просятся на замену, так как выполнены зацело с крышей; у прототипа они лежали на поперечных лагах и между ними и крышей был виден существенный зазор).

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото rail38

В случае, желание иметь раннюю довоенную модель или модель электровоза первых послевоенных выпусков перевешивает возможные сложности в доработке модели, то по кузову и крыше нужно будет сделать следующее:

1. Заменить стекла модели, вставив "деревянные" рамы и немного утопив стекла вглубь.

2. Удалить водоотливные желобки на стыке крыши и корпуса, оставив желобки по верху крыши и С-образные козырьки над жалюзи.

3. Уменьшить высоту люков под токоприемниками, изготовить новые высокие пирамидальные стойки для них.

4. Трапики, стойки под пантографами и сами пантографы можно оставить родные, но при таком объеме доработок это представляется, конечно же, не целесообразным.

5. По всему кузову имитировать клёпку. Вероятно на этом пункте у желающих серьезно доработать модель интерес к ранней версии электровоза отпадет, потому что задача разом усложняется. Дело в том, что кузова всех довоенных и первых послевоенных локомотивов изготавливались с применением клёпанного соединения. Позднее, кузова ВЛ22М изготавливались уже с применением сварки.

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38

Вполне понятно, что в масштабе 1:87 клепка становится едва заметным атрибутом модели, и многие решат не заморачиваться с этим, разумно объясним себе и всем критикам, что с расстояния в метр клепка на модели становится практически неразличима. Здесь, как говорится, каждый решает сам, на какой уровень доработок он готов, и какою степень условности он готов принять. Задача этой статьи лишь проинформировать обо всех особенностях создания моделей разных производственных серий.

2. Доработки, связанные с модернизациями и изменениями в процессе эксплуатации локомотива

Помимо перечисленных выше доработок, связанных с эволюционными изменениями в конструкции и во внешнем виде электровоза, нужно учитывать также, что локомотивы в процессе эксплуатации сами подвергались доработкам. К таким доработкам можно отнести уже упомянутые ранее замены деревянных оконных рам на резиновые уплотнители, установку и увеличение песочных бункеров, замену люка под пантографом и стоек для него, замену осветительных приборов, потерю локомотивом каких-то деталей или узлов (в процессе эксплуатации или при музейной реставрации).

Такие доработки носили скорее индивидуальный и случайных характер и не имели (с точки зрения моделиста из XXI века) какой-либо четко прослеживающейся системы. Поэтому при постройке конкретной модели или некоторого собирательного образа нужно учитывать, в какой период эксплуатации мы хотим изобразить данную модель. Один и тот же электровоз мог выглядеть в 30-е, 50-е и 90-е годы совершенно по разному. А вернувшись в музей машина могла вдобавок к следам модернизаци приобрести еще и следы музейной реставрации.

Все описанное выше справедливо и для окраски модели (в разные годы локомотивы имели разные окраски), и к наличию и обилию следов эксплуатации (если модель предполагается строить со следами эксплуатации).

Вопросов окраски и везеринга в этой статье мы касаться не будем, а что касается песочниц, то тут нужно обратить внимание на следующее. Изначально над кабиной по левую и правую стороны от прожектора устанавливались небольшие по высоте крышки песочниц. В процессе модернизации на локомотивы стали устанавливать выступающие бункеры, и морда локомотива приобрела характерные черты.

Электровозы ВЛ22М-823 и ВЛ22М-1857, Челябинский металлургический комбинат, Челябинская обл., 07.07.2013. Слева машина раннего типа, справа - позднего. Машина справа имеет дополнительные песочные бункеры, но не имеет дополнительных надстроек, выступающих над крышей. Фото: Петр, фотогалерея "Паровоза ИС"
Электровозы ВЛ22М-823 и ВЛ22М-1857, Челябинский металлургический комбинат, Челябинская обл., 07.07.2013. Слева машина раннего типа, справа - позднего. Машина справа имеет дополнительные песочные бункеры, но не имеет дополнительных надстроек, выступающих над крышей. Фото: Петр, фотогалерея "Паровоза ИС"

На некоторых машинах на крышу также ставили квадратные надстройки по длине и ширине совпадающую с размером крышки. При этом нельзя сказать, что в ходе модернизации придерживались какого-то одного стандарта. В результате многие машины приобрели индивидуальные черты.

MODIMIO предлагает модель с дополнительными бункерами и надстройками на крыше (высокими основаниями под крышкой песочниц) - в соответствии с модернизациями, которые локомотивы получали в 50-60-е годы. Поэтому если вы планируете сделать довоенную, или раннюю послевоенную машину, или машину, не получившую такой модернизации, или тематика вашего макета и вашей коллекции связана с 30-40-ми годами XX века, то эти детали придется удалять. Если изменений вносить не планируется, то рекомендуем как минимум заменить ручку крышки песочного бункера на изготовленную из кусочка проволоки 0,2 мм или подходящей фототравленой скобы.

Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38
Модель ВЛ22М от MODIMIO. Фото: rail38

Еще один момент, на который нужно обратить внимание - прожектор. Изначально локомотивы довоенного выпуска комплектовались прожектором ПЛ-35. Локомотивы послевоенного выпуска оборудовались уже в основном прожектором ПЛС-45. В ходе эксплуатации и ремонта локомотивов старые прожектора ПЛ-35 заменялись на новые ПЛС-45, и в результате уже в 50-х годах большинство машин (но не все) работали с этими прожекторами. Поэтому при выборе прототипа нужно с учетом эпохи обратить внимание и на прожектор, и поставить тот, который стоял на прототипе.

На модели от MODIMIO воспроизведен (пусть и не совсем протитипично) прожектор ПЛС-45, но насколько его возможно сделать рабочим - вопрос пока открытый. Прожектора обоих типов (а также очень качественные буферные фонари, которые легко сделать рабочими) производит ArtModel. Этот же производитель изготавливает из травления трапики для ВЛ60, которые по идее можно использовать для машин поздних производственных серий.

3. Общие доработки кузова и крыши модели

В дополнение к перечисленным выше доработкам необходимо учесть также и тот факт, что некоторые узлы и элементы на модели не отображены, а некоторые явно требуют замены и/или доработки.

Список этих доработок зависит сугубо отличного вкуса, наличия под рукой деталей-доноров или способностей их изготовить и, собственно желания. Ниже мы перечислили полный список узлов и деталей, которые желательно доработать на модели.

Так заменить, доработать или добавить предстоит не упомянутые выше элементы: высоковольтные шины и вводы, розетки СМЕ, воздушные резервуары и воздушные магистрали, тифоны, поручни, дворники, параваны (щитки-ветроотбойники).

О практических аспектах доработки этих элементов мы расскажем в процессе подготовки фотоматериала и по мере выхода афтермаркета для модели. В таком случае мы сможем наглядно показать для сравнения все узлы и элементы на прототипе, на модели и из наборов дополнений. Если же вы уже приступили к доработке модели, рекомендуем обращаться к фотоматериалу, используя при этом фотографии локомотива соответствующей производственной серии.

В следующих публикациях мы постараемся рассказать об особенностях и проблемах в имитации ходовой части модели, о практических особенностях обмоторки модели ВЛ22 от MODIMIO, а также подготовим обзоры на дополнения из травления, смолы, и 3D печати от сторонних производителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

И не забудьте в комментариях указать про ошибки и неточности в данной статье - это поможет в подготовке следующих публикаций и созданию красивых моделей этого замечательного электровоза!