Иван Попов, Сходня Московской области, Андрей Стафиевский, Иркутск
Модель ВЛ22М от MODIMIO появилась в мае этого года и очень быстро завоевала популярность среди моделистов и коллекционеров. Конечно до уровня популярности ВЛ60К, ЧС4Т или ТЭП60 этой модели вряд ли получится дотянуться, но по косвенным признакам спрос на нее превысил ожидания издательства, и это не удивительно. Модель получилась неплохая, прототип достаточно известный, перспективы доработки модели более-менее понятные. Многие моделисты приобрели себе ВЛ22М в 2-3 экземплярах с прицелом на доработку моделей, в том числе до ходового состояния. Насколько модель удалась, какие у нее есть проблемы, и можно ли сделать ее ходовой - на эти вопросы мы постараемся ответить в небольшом цикле статей.
Часть 1. ВЛ22М: прототип и модель
Первым делом попытаемся разобраться, что предлагает нам производитель. Для этого разберем модель по нескольким признакам, характерным для ранних, средних и поздних выпусков машины, а именно: окна в машинном отделении, водоотливные желобки, люки под пантографами, стойки пантографов, трапики.
Окна в машинном отделении
На ранних и средних машинах окна в машинном отделении вставлялись в деревянные рамы. На электровозах позднего выпуска (примерно с 1800-х номеров) от деревянных оконных рам отказались и стали фиксировать стекла резиновыми уплотнителями. На некоторых ранних электровозах в ходе ремонта тоже ставили резинки, но при этом заваривали немного проемы окон, и в результате образовывались сварные швы по периметру окон. На ремонтных машинах эти швы хорошо видны. На модели сымитированы именно резиновые уплотнители, и по этому признаку модель можно отнести к поздним выпускам (примерно с 1800-х номеров).
Водоотливные желобки
Крыша ранних моделей немного отличается от крыши поздних моделей, во-первых, расположением водоотливных желобков, во-вторых, стойками пантографов, и, в-третьих, высотой люка под пантографом.
Водоотливные желобки на моделях ранних и средних выпусков располагались на самой крыше, ближе к тропикам, а над решетками жалюзи на боковых стенках кузова находились отдельные С-образные желобки, прикрывающие их сверху. На поздних моделях водоотливные желобки были сдвинуты ниже по крыше и проходили по стыку крыши и кузова.
На модели сымитированы два ряда водоотливных желобков, что в корне неверно. Первый ряд сделан как ранних машинах и проходит по верху крыши. Поначалу может показаться, что это литьевой шов. Но если присмотреться, то окажется, что это не шов, а желобок, присутствующий на ранних, довоенных, электровозах и электровозах средних производственных номеров. Второй ряд водоотливного желобка идет уже по стыку кузова и крыши, как на поздних машинах. Кроме этого, на модели отдельные водоотливные желобки сделаны над жалюзи - на поздних машинах таких желобков, как было указано выше, нет.
Переход на поздние желобки произошел гораздо раньше, чем переход на окна с резиновыми уплотнителями, судя по фотографиям переход состоялся между 1654 и 1664. Поэтому для машин с 1660-х по 1790-е номера характерны деревянные рамы окон и водоотливные желобки позднего типа.
Возвращаясь к модели получаем, что на модели ошибочно показаны два ряда водоотливных желобков, один из которых необходимо удалить, а также показаны отдельные желобки над жалюзи, характерные только для ранних и средних машин. Теоретически из предложенных производителем вариантов, удалив лишнее, можно сделать модель любой производственной серии, что можно расценивать и как плюс модели. Но для выбора прототипа нужно учитывать и другие характерные отличия.
Люки под пантографами и стойки для них
Люки под пантографами ранних, средних и поздних моделей различаются. Конструкционно люк ложился на короб, который по размерам был чуть отличается от размера крышки. Ориентируясь на высоту короба и высоту крышки люка условно можно выделить три типа люков: ранние (низкое основание, плоская крышка люка), средние (среднее по высоте основание, средняя по высоте крышка люка), поздние (высокое основание, плоская крышка люка). Соответственно, более ранние люки имеют самую низкую высоту, средние повыше и поздние - более высокие.
Параллельно с изменением высоты люка изменялись и стойки для пантографов: по мере роста высоты люка высота стоек уменьшалась. Кроме того, у поздних машин стойки сменили форму с пирамидальной на Л-образную, сделанную из металлической согнутой полосы с усилением внутри.
Визуально отличить ранние и средние типы люков не составляет труда - они отличаются по высоте. Отличить поздние от средних можно по характерному выступающему стыку между основанием и крышкой люка и типу установленной стойки токоприемника: на поздних машинах он Л-образный.
У модели от MODIMIO воспроизведен более люк под пантографом, который можно отнести к среднему типу, стойки под пантографами (хоть они воспроизведены не очень четко) угадываются также средние по высоте, пирамидальные, характерные для машин средних выпусков.
Трапики на крыше
У ранних и средних машин трапики на крыше были изготовлены из дерева. На поздних машинах (примерно с 1830-х номеров) устанавливались металлические с рифленой поверхностью трапики. По фотографиям даже с боковых проекций, и если не видно крышу, отличить их достаточно просто: деревянные трапики выглядят более массивными и с учетом оснований более высокие, в сравнении с металлическими.
Выводы
Таким образом на основе анализа внешнего вида модели и прототипа можно сделать заключение, что модель от MODIMIO несет на себе признаки как ранних, средних и поздних машин. Если вы ставите задачу изготовить модель в соответствии с прототипом, то наиболее простым способом будет доработать модель до внешнего вида, который соответствует поздним (ну или средне-поздним) производственным сериям.
Перед принятием решения о выборе прототипа рекомендуем посмотреть фото- и видеоматериалы и обзоры прототипов, коих, по счастью, в стране сохранилось немало. Ниже видеообзор ВЛ22М, установленного в качестве памятника на ст. Зима, ВСЖД, Иркутская область. Модель представляет из себя типичного представителя ранней производственной серии.
В следующих публикациях мы постараемся рассказать о том, какие доработки внешнего вида модели представляются наиболее актуальными (в том числе чтобы модель соответствовала по внешнему виду одной из каких-то производственной серий, о которых мы рассказали в данной статье), об особенностях и проблемах в имитации ходовой части модели и о практических аспектах обмоторки модели ВЛ22 от MODIMIO, а также подготовим обзоры на дополнения из травления, смолы, и 3D печати от сторонних производителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить!
Продолжение этой публикации смотрите по ссылке:
И не забудьте в комментариях указать про ошибки и неточности в данной статье - это поможет в подготовке следующих публикаций и созданию красивых моделей этого замечательного электровоза!