Одна из главных бед ДПО - нет ярких и полезных курсов, способных долго приносить стабильное число обучающихся. ВУЗ часто делегирует своих штатных преподавателей поработать над курсом. Но для тех это повышенная нагрузка: надо вузовский курс как-то адаптировать под спрос (а эта работа не оплачивается), надо пройти комиссию и составить план курса, учебное пособие. То есть, вообщем-то, провести месяцок в хорошем труде без зарплаты и гарантии того, что курс продастся и окупится. А если пройдет, то единожды и не станет гарантией дохода и доплат. Поэтому инвестировать время и энергию в курс желающих мало. А учиться для этого дополнительно - еще меньше. Как быть? Здесь нужна помощь лидера ДПО - будем так называть эту фигуру.
Итак, лидер ДПО должен проанализировать рынок, понять запрос на планируемый продукт. И далее уже дать задание на производство курса. Именно такой порядок. Мы отдельно поговорим о том, как сделать анализ рынка, а пока представим, что он сделан. У преподавателя есть определенная Лидером целевая аудитория, выявленные (естественно в проблемных интервью) потребности клиентов. Бери да делай программу, казалось бы, но даже красивая программа не даже красивая, она не будет продаваться. Тому несколько причин.
Одна из них - андрагогика, а именно ее полное игнорирование. Сегодня преподаватели не берут на вооружение современные идеи обучения взрослых, лишая себя блестящей возможности сделать личный бренд в любой сфере, стать запоминающимся преподавателем. Инструменты используют в основном преподаватели менеджемента и экономики, но они универсальны. Использования ряда инструментов, о которых мы поговорим ниже, будет гарантией коммерчески привлекательного образовательного контракта, это будет программа, нужная людям. И клиенты это почувствуют.
Судите сами. Вот несколько принципов, если их внедрить, программа продается лучше. Но написать их на бумаге мало, их нужно воплотить в полотне программы. А квалификация преподавателя просто не дает шанса это сделать. Классный лектор, оратор, знающий человек просто не будет конкурентен в наше время. Знаний уже мало, нужны новые технологии обучения. Следуя этим принципам любой автор программы сможет сделать блестящую программу.
- Дискретность. Взрослые люди учатся урывками. Разбивайте программы на ясные блоки, краткие для усвоения. На 5-10 минут. Возможно создать программу по плану: лекция - практика - рефлексия - повтор практики.
- Конкретность. Взрослые идут учиться, чтобы решить свою профессиональную задачу и хотят видеть результат как можно быстрее. Всегда дайте им ответ на их вопрос и проблему, пусть они применят интересующие знания уже этим вечером. Нельзя говорить в духе “это будет на 2-м месяце обучения” - ученик может не дождаться и уйти искать решение. Отрабатывайте все запросы учеников сразу. Отразите это в программе.
- Соучастие. Ученики приносят в работу свои привычки учиться и работать, свою практику и картинку мира. Учтите это и используйте. Сделайте кейсы по их отрасли, сделайте примеры на знакомых для них случаях. Тоже относится к расписанию и ритму обучения. Всегда спрашивайте и уточняйте, что им полезно, что еще им нужно, получают ли они нужные знания.
- Работа в командах. Да, социализация и общение - одна из неформулируемых явно целей обучения. Многие идут на курс для общения, поиска друзей и партнеров. Это прекрасно. Покажите в программе это, используйте работу в командах, сделайте чаты групп, поощряйте и проектируйте нещадно групповые игры, кейсы, разборы, презентации. 80% материала усваивается в таком общении.
- Используйте стили обучения. Есть стили обучения, их четыре: рефлексирующий, теоретик, активный, прагматик. В любом курсе в равных пропорциях будут представители этих стилей: кому-то нужно больше читать, кому-то действовать, кто-то склонен придумать универсальное правило. Проектируйте в вашей программе действия для каждого - будут все.
Понятно, что так проектирует курс методист. Но есть ли у вас в штате он? Знает ли он курс так, чтобы сделать корректно программу? Вряд ли. Скорее всего нужно будет сажать преподавателя, методиста и Лидера проектировать такую программу совместно.
Отдельно отмечу, что в моем пуле программ по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом и финансам все программы уже сделаны таким образом. В них минимум лекций и масса действий и работы с кейсами. Более того, у нас есть специальная программа для преподавателей - в ней мы учим преподавать в современных реалиях. Это может быть программой повышения квалификации преподавателей вашего ВУЗа. Запросите ее, напишите на почту moreslov@gmail.com Я обязательно отвечу.