Найти в Дзене
РОКЛЯ

Мечты сбываются

Оглавление

РОКЛЯ с радостью представляет эксклюзивное интервью саунд-продюсера и мультиинструменталиста Ивана Михайлова (Эпитафия, Черный кофе).

Ранее каналу дали свои эксклюзивные интервью: Андрей Ищенко (обзор "Хороший человек и профессионал"), Алексей Булгаков (обзор "40 лет Листопада"), Василий Шумов (4-х частный обзор "Шумоведение") и Джамлат Миканба (обзор "Поэт любви и смерти").

Иван Михайлов в студии MIMSOUND
Иван Михайлов в студии MIMSOUND

Общие вопросы

Вопрос: Об Иване Михайлове много сведений в Сети не найдешь, поэтому просьба указать биографические сведения, любимые музыкальные команды, повлиявшие на становление как музыканта, а также немного рассказать о домашней музыкальной студии и наиболее известных исполнителях, которые в ней работали и работают (я слышал, например, что сейчас у Вас записывается Легион).

Ответ: Родился я в 1980 г в городе Химки Московской области, и всю жизнь живу в этом прекрасном городе. С 1-го по 7-й класс ходил в художественную школу, но художником так и не стал.
Где-то то в 15 лет я послушал группы "Metallica" и "Мастер". С этого момента мир перевернулся в моей голове, и я занялся музыкой. С 1995 года играю на бас-гитаре. Моим первым учителем по басу был Алик Грановский (гр. "Мастер"), а дальше я учился у Станислав Григорьевича Ариевича, великолепного джазового музыканта.
Помимо музыки, я закончил Российский Университет Дружбы Народов и стал дипломированным врачом-инфекционистом. Но всего этого мне в жизни было мало, и я пошел учится на звукорежиссера. Стал дипломированным звукорежиссером, кем и являюсь по сей день.
В 2000 году я стал лидером и идейным вдохновителем группы "Эпитафия". В 2005 году меня пригласили играть в проект Дмитрия Варшавского "Черный Кофе". Сотрудничество с Дмитрием Варшавским продолжалось до 2010 года. Параллельно я играл с фантастическим гитаристом Валерием Гаиной (гр. "Круиз").
В 2010 я полностью занялся студийной работой в большом кинопроизводстве, и с бурной концертно-гастрольной деятельностью пришлось расстаться. На тот момент из музыкальных проектов у меня оставалась только гр. "Эпитафия". С 2010 года началась большая работа на больших студиях звукозаписи, таких как Мосфильм, Petrostudio и Останкино.
В 2020 году в моей творческой жизни опять произошли глобальные перемены. Я становлюсь вокалистом и фронтменом группы "Эпитафия", передав свою бас-гитару великолепному музыканту Федору Дубову. Но это совсем не значит, что я перестал играть на басу. Я продолжаю играть в студии для различных проектов и активно использую бас в сочинении новых песен. Параллельно пришлось осваивать фортепиано и гитару.
Что же касается моей домашней студии MIMSOUND, то она уже давно вышла за рамки домашней студии. Это большой студийный комплекс, состоящий из нескольких полноценных аналоговых студий с большими микшерными пультами, бесконечными шкафами с оборудованием, сотнями, или даже тысячами проводов. Через мои студии прошло огромное количество артистов, таких как Валерий Кипелов, Артур Беркут, гр. Мастер, гр. Песняры и много других, не менее известных артистов. Вот, недавно записывали группу Легион. В общем, работа кипит.
с музыкантами группы Легион, 2023
с музыкантами группы Легион, 2023

Вопрос: Просьба рассказать о любимых музыкальных инструментах своей домашней студии.

Ответ: Любимые музыкальные инструменты и оборудование, конечно, есть. С 2005 года я играю на уникальном Fender Precision Bass 1969 года. Уже 54 года этому инструменту, и это настоящая легенда. Очень жаль, что он не умеет говорить, мы бы много чего узнали о музыке, и о тех, кто на нем играл.
В студии есть два совершенно уникальных микшерных пульта. На одном из них в 1984 году был записан альбом группы U2 "Unforettable Fire" на студии Windmill Studios в замке Слейн. Потом этот пульт стоял на студии Alice in Chaince, другой пульт стоял на студии фирмы "Мелодия" (и, скорее всего, видел Дмитрия Варшавского в 1987 году). Вообще у нас большая коллекция легендарных приборов, усилителей, гитар, и все они нам дороги и любимы.

Вопрос: Группа Эпитафия является одной из старейших команд на русскоязычной рок-сцене, и скоро будет отмечать 30-летие. И сразу напрашивается интересный вопрос: если «первая волна» русскоязычной тяжелой рок-музыки (Ария, Черный кофе, Легион, Черный обелиск, Круиз и т. п.) была мощной и внушительной, то почему не было второй, состоящей из групп типа Эпитафия? (Ведь, в не-тяжелом роке во второй половине 1990-х мы наблюдаем настоящую «вторую волну» в виде групп Сплин, Мумий тролль, Земфира и т.п.).

Ответ: Группа Эпитафия в 2025 году будет отмечать свое официальное 25-летие. Хотя, конечно, лет коллективу больше. Все начиналось в 1996 году, но это все было детство.
Трудно ответить на вопрос, почему не было "второй волны" русского рока? Я думаю, что просто изменилось время, в котором мы все стали жить. Появился интернет и пропал интерес к живым тусовкам. Ведь раньше люди тусовались на концертах, обменивались пластинками и кассетами. Это было совсем другое восприятие музыки.
Сейчас, зайдя в Интернет, можно услышать все, причем прослушивать по 5-10 секунд, не перематывая ленту, и не переставляя иглу на проигрывателе. Музыкальный рынок очень перенасыщен артистами. Сейчас, в связи с изменениями нашей жизни, я думаю интерес к Российским артистам должен возрасти.
на сцене с Fender Precision Bass 1969 г.в.
на сцене с Fender Precision Bass 1969 г.в.

Эпитафия

Вопрос: Оценивая музыкальную эволюцию Эпитафии, мне кажется, что двигаясь от альбомов "Заложники системы" (2008) и "Крик" (2018), которые мне напоминают и других исполнителей (в частности, Харизму и Слот), группа только в новейших синглах 2021 г. "Безликие лица" и "Мираж" обрела больше неповторимости. А как бы оценил эволюцию Эпитафии сам лидер коллектива?

Ответ: Мы не стоим на месте как в творческом, так и в техническом плане. Годы идут, мы набираемся бесценного опыта, и в связи с этим меняется наше творчество.
Теперь композитором всех песен являюсь я сам. Стало больше взаимодействия между певцом, композитором и автором текстов. Раньше вокалисты не работали на прямую с поэтом, видели текст и вокальную мелодию только в студии. Сейчас мы прорабатываем каждые фразы на этапе сочинения песни.
Также, сильно изменились технические возможности записи, сведения и мастеринга. Я считаю, что это только начало, и дальше мы создадим альбомы еще лучше.

Вопрос: Каковы ближайшие творческие планы группы?

Ответ: В настоящее время группа готовится к 25-ти летию. Идет работа над концертной программой. В самых ближайших планах выпустить макси-сингл из новых и некоторых ремиксов старых песен. Идет обновление интернет ресурсов и их продвижение.
на сцене с Эпитафией
на сцене с Эпитафией

Вопрос: Просьба подробнее рассказать о песнях "Оставь все как есть" и "Миражи". Лично я оценил их высоко, и слышал о них немало положительных отзывов.

Ответ: Больше спасибо за высокую оценку нашего творчества! Действительно, на мой взгляд, это очень удачные песни.
Песня "Оставь всё как есть" была написана еще в 2014 году, но текст лежал несколько лет в столе. Была музыкальная идея, вокальная мелодия, но мне все это не нравилось. Один раз приехал на студию Алик Грановский, я ему включил эту песню. Алик, немного послушав, сказал, это хит и ее надо обязательно делать.
Песня "Миражи" была написана в "ковидный" год, на карантине. У Натальи Муромской родился поэтический образ "дрожащий воздух над песком пустыни", потом мы придумали идею, когда люди ходят по пустыне жизни в поисках истины. Очень глубокий и философский получился текст.

Черный кофе

Вопрос: Просьба оценить, спустя прошедшее время, положительные и отрицательные уроки Вашего пребывания в группе Черный кофе.

Ответ: Отрицательных уроков в работе с Дмитрием Варшавским не было. Это была настоящая школа в супер профессиональном коллективе.
Я был еще маленьким, и многих вещей, о которых говорил Дмитрий, не понимал. К 43 годам понял. Еще в 2009 году Дмитрий говорил, что мне надо петь самому. Пришел я к этому спустя 12 лет, но лучше поздно, чем никогда.

Вопрос: Приходится читать и слышать очень разные мнения о Дмитрии Варшавском. Создается впечатление, что это очень талантливый и креативный музыкант, знающий цену своему таланту, но, в основном, нетерпимый к иным мнениям и особенностям коллег. Есть ли у Вас что-то добавить к таким мнениям?

Ответ: Дмитрий действительно мега-талантлив и настоящий профессионал своего дела. Если быть с ним на одной волне, и самому профессионально относится к делу, то разногласий с ним быть не может. В собственной группе я придерживаюсь тех же принципов.

Вопрос: Просьба немного рассказать об альбоме "Александрия". Как бы Вы оценили его художественную ценность? Как получилось, что партии бас-гитары для него записывали двое музыкантов?

Ответ: Альбом "Александрия" очень музыкальный и хитовый. Он начинал записывался еще до прихода меня в группу. Большая часть песен была записана предыдущем бас-гитаристом. Я уже дописывал оставшиеся песни.

Вопрос: Где и кем микшировался альбом, и какие особенности его звучания можно выделить?

Ответ: Альбом "Александрия" сводился на студии театра "Ленком", сводил звукорежиссер Владимир Черепанов.
На мой взгляд, основная особенность в звучании альбома - это звук аналогового пульта и настоящих аналоговых приборов. В современных миксах этот настоящий звук встречается все реже, но на нашей студии MIMSOUND вы все еще можете его получить.

Ранее альбому "Александрия" был посвящен обзор "Александр и я". Лучшие композиции группы, по версии ведущего канала, были представлены в обзоре "Top-10. Черный кофе".

на сцене
на сцене

Блиц (этот блок вопросов предполагает краткие ответы парой слов или фраз)

Иван Михайлов в трех словах – …

саунд-продюсер, звукорежиссер и композитор.

Иван Михайлов начинает свой день с …

зарядки, прогулки и чашечки Черного кофе

Если играть в группе своей мечты, то это …

"Эпитафия" (мечты сбываются!)

Самый ценный опыт жизни …

будет понятен в конце жизни

Если прожить жизнь не человеком, то …

затрудняюсь ответить на этот вопрос

РОКЛЯ выражает Ивану Михайлову благодарность за предоставленные ответы и фото, а также желает удачи и дальнейших творческих побед!