Хозяйка запорхала по избе легкокрылой бабочкой, будто обрела невесомость. Сердце её наполнилось теплотой, а движения -грациозности. В неё будто кто вдохнул живительной энергии, она почувствовала себя всемогущей и всесильной. Почти волшебницей. От неё сегодня зависит счастье ближних. Нет на свете миссии благороднее, чем сватовство.
Женская доля многотрудна и нелегка. Каждый день похож на предыдущий. Ты не в силах вырваться из плена: работа-хозяйство-дом-дети-работа.
Не можешь проявить свои способности и таланты в браке со строгим и требовательным мужем, для которого жена- это порядок в доме, ухоженные дети, обед и ужин. И нежности всякие и разговорчики приятные — всё пустое и ненужное. Раиса вышла замуж поздно. Выбирать было особо некого. Сверстники полегли на войне. Жили они с мужем дружно, но ей приходилось оглядываться на него, подлаживаться под его домостроевские правила: Жене нужно быть молчаливой, трудолюбивой и доброй · Жене можно общаться только с теми, кого одобрит муж. Он не приветствовал её радостное щебетание с соседями и родственниками. Женщина отводила душеньку, когда ездила в деревню к родственникам.
Раиса вышла во двор. Потянулась, вдохнула глубоко свежий воздух, насыщенный ароматом летнего сада и прямиком направилась к соседке.
Маруся, подоткнув подол платья, сверкая голыми ножками, драила крыльцо.
-Любо-дорого смотреть. Так и трудится, так и трудится, как пчела,-издалека начала разговор Раиса.-Как здоровье маменьки? Как сношенька твоя?
-Потихоньку, тётя Рая.
-Соседушка, -ласковым, нежным голосом протянула сваха.- Парень один очень хочет с тобой познакомится.
-Со мной?
-Ты только глянь на него. Парень хороший. Работящий. Если сладите, будет тебя на руках носить, -лила сахарный сироп Раиса.
-Как ж я сама пойду? Неудобно как-то.
-А ты зайди, немного погодя, будто к дяде Пете за помощью пришла. Скажи, мол, дядя Петя мне нужен.
-Не знаю, удобно ли, -мялась в нерешительности Маруся, оправляя платье.
-Зайди поглядеть. За просмотр денег не берут. Если глянется, засватаем, -не могла скрыть возбуждение Раиса.- А на нет и суда нет.
- Я только на него одним глазком пойду посмотрю, - уступила Маруся. -Уж больно любопытно, кому я там приглянулась.
Вскоре взору Степана явилась та самая «лебедь белая» с электрички. На ней было нарядное платье в синий горошек и белый платочек на голове.
-Здрасте, а дядя Петя дома? - переминалась нерешительно у порога соседка. - У нас калитка завалилась. А починить некому.
- Дядя Петя вечером будет. А ты проходи-проходи. Посиди с нами, Маруся.
-А мне сидеть -то некогда, работа ждёт. -Маруся скромно присела за стол, стесняясь смотреть на гостей.
-Это наша соседушка Маруся, -взяла в свои руки процесс бойкая тётушка Раиса.- А это мои родственники из Мало -Менеуза. Я же оттуда родом. И мне все деревенские как родные.
-Не может быть. Это она, -прошептал Степан другу.
Он беззастенчиво пялился на девушку, которая вблизи оказалась ещё желанней. Какая чистая кожа, а какие глаза. Степан громко вздохнул. Навряд ли такая красотка за него пойдёт.
-Давайте выпьем за знакомство, -сказала хозяйка, разливая по рюмочкам самогон.
-Это Степан, -поднял стопку Аркадий. - Он как увидел тебя на электричке, так и всё думает про тебя.
-А Маруся такая работящая. Такая проворная. Так и носится по двору. Спины не разгибает. – вклинилась сваха.
Степан, бросая взгляды на девушку, отмалчивался. Беседу вели тётушка Раиса и Аркадий. Обсудили здоровье отца и матери Аркадия, вспомнили куму, что женила сына в прошлом году на масленицу и вот теперь нынче у него уже сын родился, осторожно переходя к основной теме.
Аркадий, видя, как задышал-заалел его друг, как он горит от нетерпения, перешёл к делу.
-У нас совхоз богатый. Работы всем найдётся. И деньги платят хорошие. И город близко, дорога асфальтная, автобусы ходят постоянно. Хочешь в город, хочешь на станцию. -соловьем заливался Аркадий.
-А у нас ещё колхоз. И платят палочками-трудоднями, -пожаловалась (поникла )Раиса.
-У нас уже начали кирпичные дома строить. И дают лучшим работникам.
Маруся слушала парней и мотала на ус. У них в совхозе лучше, чем в её родном колхозе.
-Мы хотим купить тёлочку, -начал свою присказку Аркадий, видя что девушка осмелела и бросает украдкой взгляды на жениха.- От соседей слышали, что у вас есть нужный товар. Если нам понравится, то купим.
- Есть у нас телочка, да мала еще, - довольна улыбалась Раиса, разливая живительный напиток.
- Подрастет в нашем доме,- нажимал Аркадий.
-У нас товар налицо, девушка работящая, видная. -говорила Раиса.
-Вот другу моему она и приглянулась, -сказал сват.- И он готов хоть счас на ней жениться.
-Маруся, пойдёшь за него?-спросила Раиса.-Будешь полной хозяйкой в его доме. Он живёт только с матерью.
- Так прям сразу замуж. -замялась девушка.
-А чего тянуть?! Парень у нас хороший. Работящий. Он у нас мастер. Умеет всякую обувь делать. Будешь только туфельки менять.
Марусе парень понравился. Скромный, застенчивый, на лицо не противный, моложе её на два года. И тарантас у него представительский. Загляденье, а не конь. Раз приехал на тарантасе, значит не последний в своей деревне. Ей уже двадцать три, хочется уже самой хозяйкой быть, а не ютится в тесной избе с матерью, с братом, его женой и их маленькой дочкой.
Аркадий и Раиса в два голоса нахваливали жениха.
- Пойду, если он и впрямь такой хороший, как вы его тут расписали, -промолвила неуверенно Маруся.
В сердце девушки шевельнулась доля сомнения в правильности своего решения. Не поторопилась ли она. На Марусю будто какой туман нашёл. В каком-то угаре она сбегала домой, собрала пожитки и, не попрощавшись с матерью, без сожаления покинула отчий дом. Она и сама не поняла, как оказалась в его в тарантасе.
Повозка весело катила по грунтовой дороге мимо посёлка Венера, проехала разъезд Гайну и лесочек деревни Степановки, за спиной остались засеянные и зелёные, как изумруд поля. В чистом ясном небе летали ласточки, будто благословляя молодых на счастливое супружество. Маруся сидела рядом с женихом, размышляя, что ещё утром не знала о существовании будущего мужа, а сейчас вот сидит рядышком и улыбается ему, будто знала его всю свою жизнь. В родной деревне её считали уже старой девой. В свое время она отказала одному парню, потом-другому, надеясь, что ещё встретит своего. Но не сложилось.
Аркадий травил байки и развлекал девушку разговорами о лошадях, о них он мог говорить бесконечно. Степан, украдкой посматривая на Марусю, и ощущая плечом её горячее тело, мечтал о плотских радостях с молодой женой. Перед крутым подъёмом в гору около Утейки, лошадь замедлила ход. Аркадий и Степан спрыгнули с повозки. Аркадий держал за вожжи и шёл рядом, а Степан немного приотстал. Невеста, оглянувшись, вдруг увидела, что жених прихрамывает и западает на одну ногу. Маруся, поняв, что её жестоко обманули и, что жених достался ей увечный, горько заплакала:
-Отвезите меня обратно! Не хочу замуж за такого!
-Да ну разве это изъян, - говорил Аркадий.- Так небольшой недостаток. Вон с войны люди приходили без обоих рук и ног. А их жёны ждали.
-Так-то жёны, - всхлипывала девушка.- А я ещё не жена. И выходить за калеку не собираюсь. Везите меня домой!
продолжение следует