Этот вопрос очень часто я слышал от так называемых неоязычников, тех людей, которые сейчас ратуют за то, что нужно, дескать, возвращаться к нашим культурным корням, к нашему славянскому язычеству, то есть к той вере, которая была на нашей земле до крещения Руси.
Оставим в стороне тот пласт тем и полемик, в частности, о том, что нам известно об этой самой языческой Руси и об этих языческих мифах. Там есть, о чем поговорить. Но скажем о еврейском Боге.
Мы с вами должны понимать, что мы верим в Бога не национального, а наднационального. Мы верим в Бога Единого.
И сам Ветхий Завет, который писали евреи, он очень часто указывает на это, что Бог, в которого верят евреи, в которого верим и мы, христиане, это не Бог Израиля, это Бог неба и земли, моря и всего, что в них.
И вот это выражение постоянно повторяется. То есть тот Бог, в которого мы верим, он не сотворил еврейский народ отдельно или как-то еще. Этот Бог по нашей вере, по нашей догматике, он вообще единственный, и других богов, кроме него нет.
И этот вопрос был бы уместен тогда, когда религиозная жизнь сводилась бы только к культурному аспекту. Очень часто разные деятели культуры, как я понимаю, далекие от Церкви, любят говорить, что Церковь православная - это часть нашей культуры, это наше культурное наследие и так далее.
Вроде само по себе это выражение правильное, но с другой стороны, очень опасно религию, которая спасает человеческую душу, сводить только к элементу культуры.
Потому что культура - это то, что создано людьми, то, что придумано ими, то, что было направлено на служение их духовным, отеческим потребностям. А религиозная жизнь - это то, что нам дано самим Богом.
И вот поэтому изначальный вопрос теряет всякий смысл, потому что для православия есть Бог истинный, и есть все остальные неистинные боги, ненастоящие боги или, как бы сказать, лживые боги. И, соответственно, мы должны понимать, что, хотя Христос по своей национальности был евреем, это не имеет никакого значения для того спасения, которое Он принес всем людям. Кстати сказать, есть очень интересный факт.
Многие неоязычники любят говорить:
"Но смотрите, сам же Христос сказал, что Он пришел только к овцам погибшим дома израилева".
И, дескать, вот на этом Евангелие можно закрывать.
Действительно, в начале Евангелия от Матфея, когда Христос призывал апостолов, Христос действительно им говорил об этом. Но если мы посмотрим самые последние стихи того же Евангелия от Матфея, 28-ю главу, стих 18, то там Христос уже говорит:
"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Поэтому мы видим, опять же, что Бог, в которого мы верим, это Бог не только для определенной нации или группы людей, нет. Этот Бог - Создатель того мига, где мы живем, Создатель того, что мы видим, и более того, это Бог - Спаситель, который пришёл в мир, воплотился и принес себя в жертву ради того, чтобы мы имели в Нем жизнь вечную.
Поэтому думаю, что вопрос о национальности той или иной веры, той или иной культуры, того или иного "Бога" в данном случае не имеет смысла.
Также читайте: