Невозможно представить себе существование человека без общения и взаимодействия с другими людьми. В межличностных отношениях огромную роль играет эмоциональное начало.
Старший дошкольный возраст является периодом развития межличностных отношений. Межличностные отношения образуются и существуют благодаря чувствам по отношению старших дошкольников друг к другу. Чувства, эмоции, аффекты – всё это составляет эмоциональную основу взаимоотношений. На межличностные отношения также влияет включённость старшего дошкольника в мир сверстника, понимая его и учась взаимодействовать с ним, ребёнок приобретает дружественные отношения и учится их строить.
Межличностные отношения помогают воздействовать друг на друга, старшие дошкольники устанавливают межличностные отношения, делятся информацией, познают друг друга. Именно межличностные отношения становятся одной из главных составляющих игровой деятельности старших дошкольников.
В игре ребёнок ищет способы самореализации, проживая роли, познавая через них мир взрослых, впитывая культурные ценности и знания. Разнообразие игр обеспечивает возможность также понять и социальные нормы поведения, лучше начать понимать окружающий мир, осознавать в игре себя и других людей.
Несмотря на многогранность игры, наибольшее влияние на образование и развитие межличностных отношений оказывает сюжетно-ролевая игра.
Именно сюжетно-ролевая игра служит полем для развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. У старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре зарождается общественное мнение, также сверстники оценивают друг друга, это всё оказывает влияние на развитие ребёнка. Именно оценка со стороны сверстников в старшем дошкольном возрасте высоко ценится, иной раз заставляя менять и корректировать своё поведение, ради одобрения со стороны группы, ребёнку становится важным иметь положительное отношение к себе. Сюжетно-ролевая игра помогает добиться успеха в общении и взаимопонимании.
В сюжетно-ролевой игре старшие дошкольники примеряют на себя разные роли и через них учатся различать разные мотивы поведения, поступки других и это первый шаг на пути к их усвоению. Так мы видим, что в игре важен не только сюжет, но и роли, примеряемые детьми. В игре они распределяют роли, игровые реквизиты, обсуждают действия и т.д., и это помогает зарождению и выстраиванию межличностных отношений, дети учатся принимать и учитывать интересы других, проявлять сочувствие, иногда уступать, предлагать свои идеи и учиться договариваться.
Активно участвуя в сюжетно-ролевых играх дети старшего дошкольного возраста развивают реальные общественные отношения.
В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребёнок переходит от простых и готовых сюжетов к сложным, охватывает все сферы действительности (в том числе межличностные отношения), разыгрывая их и оживляя через роль. Также он учится играть вместе с другими детьми (а не рядом), овладевает правилами, какими бы сложными и неудобными они не были.
Автор: Ли Наталия Олеговна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru