Мотоциклы марки «Урал» когда-то пользовались стабильным спросом в СССР и «братских странах»: их выпускалось до 130 тыс. штук в год. Это при том, что был ещё один советский тяжёлый «колясыч» – «Днепр».
Все «Уралы» массового производства были с колясками. «Уралы»-«одиночки» – это был штучный товар для милиции и почётного эскорта.
Молодёжи тяжёлые мотоциклы не особенно подходили. Помню, как я впервые сел на него после «Восхода», и никак не мог приспособиться рулить: туго и непривычно! Руль из-за коляски всё время тянет в правую сторону.
Лёгкий мотоцикл-«одиночку» ты ведь на поворотах наклоняешь. А тут – надо, прилагая нехилые усилия, и превозмогая тягу тяжёлой коляски, вертеть руль безо всяких наклонов.
Кстати, слова «коляска» у нас никогда не было. Все говорили: «люлька», «мотоцикл с люлькой».
Так вот, подросткам и молодёжи тяжёлые «Урал» с «Днепром» не нравились, а под потребности мужика возрастного – крепкого хозяйственника, плюс ещё, любящего рыбалку или охоту, – этот мотоцикл с коляской подходил весьма.
После развала Советского Союза мотоциклы с коляской потеряли актуальность. Все мужики – и хозяйственные, и не очень – стали машинами обзаводиться – отечественными, или подержанными из Европы или Японии.
Ирбитский мотозавод пытался приспосабливаться и бороться, выпускал интересные модели чопперов-«одиночек», вроде «Вояжа» и «Волка». Но конкурировать в этом сегменте с подержанным импортом не смог.
В модельном ряду его остались только «колясычи» – те самые, прообразом которых были те немецкие мотоциклы, на которых фрицы разъезжали в годы Великой Отечественной.
И по сей день предприятие выпускает только мотоциклы с колясками. Причём вплоть до недавнего времени ИМЗ оставался вообще единственным производителем серийных байков такого формата во всём мире!
За 2021-й год завод выпустил 1150 мотоциклов. Из которых всего лишь 50 штук продали в России. На США пришлось 40% продаж, на Европу – около 30%, остальные – в Азию отправили.
Летом 2022 года завод, фактически лишённый из-за санкций возможности производить мотоциклы и экспортировать их, организовал сборочное производство легендарных «Уралов» на новой площадке – в Казахстане, в городе Петропавловске.
Все основные компоненты мотоциклов по-прежнему производятся на ИМЗ, после чего отправляются на новое предприятие в Казахстане. Туда же поступают и импортируемые из Италии, Германии, Австрии и Японии компоненты.
А таковых немало! Нынешние «Уралы» на 70% состоят из импортных комплектующих.
· Телескопическая передняя вилка, дисковые тормоза, электронное зажигание, звуковой сигнал, свечи и высоковольтные провода – производства Италии;
· Шины Heidenau, гидравлические амортизаторы, шестерни (маслонасоса, ГРМ, КПП) и валы КПП – Германии;
· Подшипники КПП, двигателя, рулевой колонки и колёс – шведские;
· Топливные шланги – австрийские;
· Карбюраторы, бензокран, генератор, аккумулятор – японские;
· Колёсные диски – китайские.
Двигатель конструктивно всё тот же – 745 см3, оппозитный, воздушного охлаждения c верхним расположением клапанов – но основательно доработанный, с идеальной подгонкой запчастей. Максимальная мощность – 41 л.с. Коробка переключения передач – как и прежде, четырёхступенчатая.
Так что, современный мотоцикл «Урал» уже далеко не такой простой, как в советские времена. Сегодня это эксклюзив, имиджевая техника, созданная с использованием самых качественных импортных комплектующих.
Поэтому и цена – не радует, от слова «совсем»:
· «Урал СиТи» в 2023 году стоит 1 млн 350 тыс. рублей;
· более «заряженный» «Урал Gear Up» – 1 млн 550 тыс. рублей.
· И есть ещё специальный «Урал Weekender» – с двухцветной окраской, яркой отделкой и немного иной комплектацией аксессуаров.
Можно добавить грузовую корзину, ресивер для аксессуаров, крепление для велосипеда или даже стойку для сноуборда. Всё за дополнительную оплату, приближающую цену уже к двум лимонам.
Все мотоциклы «Урал», выпущенные в нелёгком 2023 году, оснащают памятной табличкой с надписью «URAL. Never Give Up» («УРАЛ». Никогда не сдавайся»).
Что же, этот слоган как нельзя лучше отражает судьбу Ирбитского мотозавода, на котором при СССР было 9 тыс. сотрудников, а сейчас – 120. Их мало, но они в тельняшках. Не сдаются!
***
Пережив «лихие 90-е» и не загнувшись, «Урал» ушёл от прежнего «колхозного» имиджа «для хозяйственных мужиков», и превратился в дорогую брутальную игрушку для обеспеченных энтузиастов. В основном для иностранцев.
Да только вот китайцы – не дремлют. И сделали уже практически такой же, копию, – только с двигателем своим – не оппозит, водяное охлаждение. Стоит, естественно, он дешевле, но «по паспорту» мощнее и расход бензина в два раза меньше...
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: