На дворе лето, через неделю – отпуск, хочется позабыть про все проблемы и неурядицы, однако новости, которые к нам приходят и в некотором роде нас касаются, хотим мы этого или не хотим, вызывают у нас эмоции, и, увы – не всегда положительные.
Я уже писала, что в музыкальных школах прошли все экзамены, в том числе, приемные, прошло зачисление новых первоклассников и подготовишек, и даже, прошло собрание родителей вновь принятых учащихся. И в нашей музыкальной школе все эти мероприятия прошли успешно, без всяких «неожиданностей», НО…
До нас дошла информация, что в одной из музыкальных школ города в этом году не было приема на фортепианное отделение.
Причина: не хватает педагогов, нет мест для вновь принятых учащихся.
Как такое может быть?
Как правило, в любом учебном профессиональном заведении пианистов по сравнению с другими инструменталистами – больше всех. Значит, каждый год наши «педагогические ряды» пополняются новыми кадрами, и раньше, именно пианистам было устроиться на работу сложнее всего.
А в этой школе сложилась ситуация, когда свои педагоги по тем или иным причинам, закончили свою педагогическую деятельность, а «новые» педагоги - «в очередь не стоят».
Мало того, что не было возможности сделать набор в первый класс, родители столкнулись с проблемой, что не хватает мест для детей, которые уже учатся в школе. Полностью распределить детей по другим педагогам не получилось. Нет должного их колличества, и родители со своими детьми вынуждены искать школы, где бы они могли продолжить свое обучение, чтобы его завершить.
Нехватка педагогов-музыкантов в районных школах – давно не редкость. А вот в областном центре такой тревожный звоночек - впервые, хотя, я уже писала, что молодые педагоги в школы в областном центре не идут, и педагогические коллективы «держатся» за счет «возрастных» преподавателей.
А вот ситуация в столице – совсем иная.
В Москве много средних и высших профессиональных учебных заведений, которые готовят педагогов для музыкальных школ. И каждый год общее число «столичных выпускников» пополняют и так большую группу безработных музыкантов, не смотря на то, что школ музыкальных в столице много и школы огромные, с большим контингентом и преподавательским составом.
Мне рассказали, как выпускники московских музыкальных вузов в поиске работы в музыкальных школах получали такой ответ: «Сегодня педагогических вакансий нет, можем поставить вас на очередь, но... приходите не ранее, чем через четыре года».
С музыкантами-инструменталистами – аналогичная ситуация.
В нашем городе в музыкальном театре симфонический оркестр, если можно его так назвать, настолько малочислен и не укомплектован инструментами, как струнными, так и духовыми, что даже имеет место такие ситуации, когда современные композиторы при постановке своих спектаклей расписывают партитуры специально для такого малого состава.
В филармонии ситуация не лучше. Оркестровый репертуар формируется также из «наличия» музыкантов в составе оркестра. Если же требуется большой состав, приглашаются музыканты из соседних более крупных провинциальных городов. А это – дополнительные денежные средства, которых, как правило – нет.
Я лично столкнулась с этой проблемой. Каждый год филармония проводит концерты, когда с оркестром солируют юные музыканты. И главное требование к исполняемому произведению – не выйти за рамки оркестрового состава музыкантов. Вот и приходиться играть только барочную музыку, а хотелось бы и другую, но увы…
В Москве учатся много моих учеников: и в училище, и в консерватории. Что же они рассказывают, какая ситуация там?
А ситуация такова, что будучи студентами, они уже обеспокоены своим трудоустройством. Если у нас некому работать, то у них другая проблема – сложно найти работу.
Причина понятна. В провинции – одно музыкальное училище и мало желающих там учиться. Отсюда – нехватка специалистов. В Москве – «перепроизводство» музыкантов.
И как всегда, вопрос; "Что делать"? Ответить никто не может, или… не хочет.
В малых городах катастрофически не хватает музыкантов, как педагогов, так и инструменталистов, и возможно, причина – низкие зарплаты, ставки – ниже прожиточного уровня.
В крупных городах – думаю, зарплаты выше, хотя тоже не столь высоки. Желающие работать есть, но они не могут устроиться.
А еще... многие выпускники музыкальных учебных заведений после окончания, даже и не собираются работать по профессии.
Грустная статистика. Чтобы вырастить и подготовить музыканта – требуется обучение более десяти лет: минимум – одиннадцать, максимум – двадцать, в зависимости от среднего или высшего образования, и это, согласитесь, немалый срок.
Когда же об этом кто-нибудь задумается и что-нибудь предпримит?
Понимаю, что лето – не самое лучшее время для обсуждения проблем, однако, надеюсь получить от вас комментарии и обсудить эту тему.
Ваша Г. Молькова.