Найти в Дзене
В море книг

Как я захотел стать цыганом

Я впервые в жизни пожалел, что вновь открыл произведения Александра Сергеевича Пушкина. После его восхитительных строк, читать книги современных авторов настолько скучно и пресно, не описать. Иной раз удивляешься, ну почему, прежде чем, как сейчас модно говорить, замутить свою книгу, нынешний автор не прочел Пушкина, Бунина, Паустовского? Теперь начинаю понимать некоторых людей, которые говорят, что современная литература схематичная, безэмоциональная, да еще корявым языком написанная. Тем временем, предо мной очередной шедевр русской классической литературы - поэма Александра Сергеевичв Пушкина «Цыганы». В 1822 году, находясь в Новороссии или, как принято считать, в южной ссылке, А.С. Пушкин посетил цыганский табор, привольно раскинувшийся в степи. Цыгане - мирный, добрый, щедрый народ, гостеприимно приняли нового гостя. Александр Сергеевич читал им свои стихи. Обитатели табора, расположившись полукругом вокруг костра, внимательно слушали. Молодухи загадочно улыбались, старики молча к

Я впервые в жизни пожалел, что вновь открыл произведения Александра Сергеевича Пушкина. После его восхитительных строк, читать книги современных авторов настолько скучно и пресно, не описать. Иной раз удивляешься, ну почему, прежде чем, как сейчас модно говорить, замутить свою книгу, нынешний автор не прочел Пушкина, Бунина, Паустовского? Теперь начинаю понимать некоторых людей, которые говорят, что современная литература схематичная, безэмоциональная, да еще корявым языком написанная.

Тем временем, предо мной очередной шедевр русской классической литературы - поэма Александра Сергеевичв Пушкина «Цыганы». В 1822 году, находясь в Новороссии или, как принято считать, в южной ссылке, А.С. Пушкин посетил цыганский табор, привольно раскинувшийся в степи. Цыгане - мирный, добрый, щедрый народ, гостеприимно приняли нового гостя. Александр Сергеевич читал им свои стихи. Обитатели табора, расположившись полукругом вокруг костра, внимательно слушали. Молодухи загадочно улыбались, старики молча курили свои трубки. Много рассказов, легенд и они поведали поэту. Его восхищало их нехитрое житьё, вольный ветер странствий. Поэт часто приходил в табор. Но однажды, он не нашел своих знакомых. Не предупредив своего частого гостя, табор снялся и ушел, одному ветру знамо куда. Будто и не было ни весёлых цыган, ни табора, ни красивых песен, ни прелестных молодых девушек.
-2

Пушкин долго был под впечатлением их рассказов. Тогда он и задумал написать поэму о несчастной любви цыганской девушки, которая привела в табор своего возлюбленного из города. Тот возлюбленный юноша стал мужем этой прекрасной цыганки по имени Земфира. Но не понять бывшему городскому жителю вольную цыганскую душу. Не смог Алеко привязать к себе свою красавицу Земфиру. Старик, отец Земфиры, просил не трогать вольную душу дочери, просил принять её такой, какой она есть. Говорил, что его жена, оставив его с маленькой Земфирой, ушла в другой табор. Таковы их традиции. Неверность супругов не является грехом. Ничто не может стеснить свободу вольного цыгана. Но Алеко и слушать не хотел, городские порядки, при которых жены должны быть неразлучно с мужьями он предпочел цыганской вольнице.

Однажды ночью, Алеко выследил свою любимую, когда та тайно встречалась с другим молодым человеком, и убил их обоих. Похоронили убитых вместе тут же, на месте их последнего тайного свидания. Долго сидел у свежей могилы отец. Ничего он не сказал убийце, на следующее утро табор снялся в путь. Алеко, конечно же, был изгнан из табора. Он так и не постиг законов этого вольного народа.

-3

В этой поэме восхищает всё: описание природы вокруг табора, описание нехитрого быта цыган. Ярко изображено обаяние молодой Земфиры и старость её отца. Я вновь ощутил забытое желание странствовать, как цыгане, не быть связанным никакими обязательствами ни перед кем. Лишь ветры дорог, звёздное небо, да старая кибитка. Вспомнил один далёкий и давно забытый эпизод своего детства.

Как-то мы с папой в Нижегородской области вышли погулять в луга. Там стояли шумным табором цыгане, и мы подошли к ним. Нас очень радушно встретили, уговорили присоединиться к их трапезе. Кругом был шум, говор, музыка. Кто-то танцевал, бегали большие и добрые собаки, которые норовили всех лизнуть в лицо. Я маленький был, но я очень хорошо помню, как молодая высокая и очень красивая девушка ловко помогала мне поудобнее устроиться и божественно улыбалась мне.

Что-то похожее в улыбке той девушки
Что-то похожее в улыбке той девушки

Залилась звонким смехом, когда я предложил папе остаться. На прощание подарила какую-то круглую медную пряжку и приглашала прийти завтра. О, как я ждал следущего утра! Едва позавтракав, потащил отца в луга. А там никого не было, ушел табор. Местные говорили, что этот табор редко приходит к ним. Мастера там больно хорошие и люди добрые. Мне было невыразимо горько, нас же приглашали, я так хотел вновь увидеть её. Как же так!? Мне потом еще долго снилась добрая улыбка той молодой цыганки. Но я никому не рассказывал.

-5

Время пролетело, я и не заметил. Уж нет отца, и дома того в Нижегородской области тоже нет, там, где стоял табор – новый микрорайон. Словно и не было ничего. Лишь медная пряжка, уцелевшая во время бесчисленных переездов, висит рядом с моей детской фотографией. И ожившие воспоминания после волшебных строк Пушкина.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал