Найти тему
6000 миль до Голливуда

Будь ведьмаком, Блэйд! Вин Дизель в "городском" фэнтези-боевике

("Последний охотник на ведьм", The Last Witch Hunter, 2015, США)

И пусть к середине 2010-х стало окончательно ясно, что Вин Дизель - всего лишь придаток к "Форсажам" и изредка Риддик, и что героя боевиков "широкого профиля" из него не выйдет, всё равно попадались упертые оптимисты, пытавшиеся доказать обратное.
Такие, как Брек Айснер и его "
Последний охотник на ведьм".

- Невский! Твоя экшен-мимика - отстой! Выходи на фейс-батл!
- Невский! Твоя экшен-мимика - отстой! Выходи на фейс-батл!

Хотя в теории задумка была небезынтересная.
Раз уж франшиза
Блэйда к тому времени давно выдохлась и была списана в утиль, то почему бы и впрямь не попробовать перезапустить ее в новом обличье? И с бюджетом в два раза толще. А оставить в ней лишь "костяк" - крутого охотника с мечом за всякой нечистью на крутой "тачке" и в декорациях мегаполиса, полного фэнтезийных тайн. Всё же прочее, начиная от цвета кожи главгероя до природы здешнего "монстрятника" - хорошенько перерисовать. Но такими фломастерами, чтобы дух "блэйдовщины" был привычен и узнаваем.

И ведь что похвально: старательный Айснер поставленную ему задачу уяснил хорошо и выполнил по-честному качественно. Вот только, любопытные сами по себе, в единую захватывающую картину ее элементы так и не выстроились. Отчего "Последний охотник на ведьм" обладает досадной особенностью быстро выветриваться из зрительской памяти. В которой после этого остаётся разве что размахивающий горящим мечом, Дизель в образе бородатого викинга (одна из его местных ипостасей) - и только. А с какого перепугу он вдруг этим мечом размахался, через неделю уже и не вспомнишь.

Виной тому стал провальный сценарий, чье драматургическое наполнение настолько слабое, что его герои попросту не "растворяются" в сюжете. То есть вроде как сами по себе и заметны, но всё, что происходит вокруг них - рутинная фэнтезийная банальщина. Повествующая о чем? Правильно: об очередном воскрешении Древнего Неизлечимого Зла, как следует из названия фильма - ведьмы. Но не простой, а повышенной "магической жирности", ведь обычных ведьм в этом мире полным-полно, как и вампиров во вселенной Блэйда.
Мешать же зловредной старухе оживать будет Колдер (Дизель) - почтенный 800-летний охотник на ведьм. Или, вернее, лишь на тех ведьм, кто слетал с катушек и начинал пакостить обычным людям. А к законопослушным работницам трах-тибидох-индустрии у Колдера и его начальства претензий не было - пусть живут, чего уж там.

- Кто-кто!.. Вин в пальто!
- Кто-кто!.. Вин в пальто!

Ясен вжух, что Колдер сумел прожить 8 веков не потому что делал по утрам зарядку и кушал йогурты. Дело в том, что в 13 веке во время эпидемии чумы, - разумеется, насланной Обамой ведьмами, ибо кем еще-то? - "оперативник" инквизиции Колдер уже имел с королевой-ведьмой нелицеприятную беседу с рукоприкладством. Которую худосочная карга не пережила, однако, перед тем, как дать дуба, она успела наложить на Колдера "страшное-престрашное" проклятье. Звучащее примерно так: "Да чтоб ты жил на одну зарплату вечно, чтоб ни одна болезнь к тебе не прилипала, а раны на тебе чтоб тотчас заживали безо всякой "зеленки"!".
Вот уж и впрямь прокляла, так прокляла! Как говорится, да чтобы всех нас так однажды прокляли и больше не расколдовали!

Само собой, разочаровывать бабушку в её последней просьбе добрый мо́лодец Колдер не стал. И честно дотянул до наших дней, не хворая и не изменившись внешне. Разве что свои викингские шевелюру и бороду он сбрил под ноль, став подозрительно напоминать лысого "водилу" из "Форсажа". Ну, того самого, что любит пафосно вещать за уголовно-семейные ценности и презирает педаль тормоза.
И всё бы ладно, но тут вдруг какая-то неведомая ведьмовая тварь наложила проклятье на лучшего друга и работодателя Колдера, священника Долана. И уже не такое позитивное проклятье, с пожеланием здоровья и долголетия, а совсем наоборот - ушибленного черной магией Долана поначалу даже приняли за мертвеца и едва не похоронили. Так что пришлось Колдеру срочно шлифовать свою тактическую лысину, доставать с антресолей меч-кладенец и отправляться выяснять, кто же столь коварно напакостил Долану и ему.
И выяснить это требовалось крайне срочно, ведь у этого проклятья, как у сметаны, тоже был крайне ограниченный срок годности. После чего тело бедолаги-священника грозило испортиться навсегда, а с такой "просрочкой" в организме люди, как известно, долго не живут.

И вот, когда Колдер возьмется за дело, станет очевидна еще одна фатальная беда этого фильма. Состоящая в том, что сам Колдер, как персонаж, элементарно "никакой". И ничего он кроме набора дежурных ужимок Дизеля нам предложить не может.
Вдобавок ко всему в нем нет ни малейшей изюминки, делающей его не таким пресным и ниочемным. К примеру, тот же Блэйд был не просто крутышом с большим ножиком, а вдобавок сидел на "антивампирской наркоте", из-за чего частенько зверел от ломки. Другой борец с нечистью
Джон Константин курил, как паровоз, бухал не по-детски, дрался "святым" кастетом и харкал кровью, будучи смертельно больным. Ведьмак Грегори из "Седьмого сына" был лютый циник, тоже алкоголик и имел порочащую его, любовную связь с колдуньей. Про канонического ведьмака Геральта и не говорю: в плане сложности характера и грехов за душой он обставит любого из героев Достоевского.
Колдер же представляет собой лишь окультуренный, обезжиренный и безалкогольный вариант Доминика Торетто или Риддика - не более. И на кой хрен, спрашивается, нужен был зрителю этот Дизель "на минималках", если классические герои Вина всё равно гораздо ярче и харизматичнее?

Не верьте глазам своим: то, что подозрительно напоминает скриншот из игры или сериала "Одни из нас", может на самом деле таковым не являться.
Не верьте глазам своим: то, что подозрительно напоминает скриншот из игры или сериала "Одни из нас", может на самом деле таковым не являться.

***

В общем, нельзя, конечно, назвать "Последнего охотника на ведьм" полным провалом - всё-таки один разок его запросто можно отсмотреть, и не без удовольствия. Однако причины его кассовых неудач и быстрого забвения лежат на поверхности. И видны без микроскопа: вторично-плоская городская фэнтезятина Брека Айснера не захватывает абсолютно ничем, а Колдер Вина Дизеля начисто лишен какой-либо оригинальности. Отсюда и все проблемы, не давшие ленте разрастись во франшизу, даже такую небольшую, до которой в итоге дорос "Блэйд".
Иными словами, перед нами типичный фильм-середнячок, который можно брать за эталон проходного, ничем не запоминающегося фэнтези - пожалуй, единственное его культурное достижение и "повод для гордости".

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):