Мать знаменитого философа Мэн-цзы (孟子, 372 до н. э.—289 до н. э.) звали Чжан и жила она в период Сражающихся царств (475-221 гг. до н. э.). Рано овдовев, она усердно занималась воспитанием сына и была очень строга с ним.
В легенде говорится, что Чжан трижды меняла свое местожительство для Мэн-цзы. Сначала они с сыном жили рядом с кладбищем и Чжан заметила, что малышу нравилось подражать профессиональным плакальщикам и устраивать игрушечные похороны. Чжан это решительно не понравилось и она решается на переезд.
Теперь их новые дом находился рядом с рыночной площадью. На этот раз Мэн-цзы стал забавляться тем, что подражал крикам местным торговцев. Стал пропадать на рынке и расспрашивал как вести торговлю. Чжан и на этот раз была не в восторге от забав сына, особенно если учитывать низкий статус торговцев в раннем конфуцианском обществе и снова решает сменить место жительства.
В конце концов они нашли место неподалеку от конфуцианской школы, как и следовало ожидать, Мэн-цзы начал изучать этикет, обряды, конфуцианские традиции и впоследствии стал знаменитым философом, последователем Конфуция. Его так и называли - "второй мудрец", то есть после самого Конфуция.
Ключевым убеждением Мэн-цзы было то, что все люди изначально хороши, но это качество требует культивирования и правильной среды для процветания. Вот как на него повлияла его мама)).
Эта легенда о поисках "правильной среды" для воспитания детей породила идиому — 孟母三遷, что означает «мать Мэн-цзы переселяется три раза». В переносном смысле идиома означает важность нахождения надлежащей среды для воспитания детей. И хотя в идиоме говорится о трёх переездах, на самом деле их было два.
И в заключение ещё один пример воспитания от знаменитой мамы. Однажды, когда Чжан ткала на ткацком станке, из школы вернулся Мэн-цзы. Она спросила у него, как проходит учеба.
Мэн-цзы ответил: «Так же, как и всегда, ничего особенного».
Чжан немедленно схватила ножницы и разрезала полотно ткани, которое ткала. Оторопев Мэн-цзы спросил ее, почему она это сделала.
Мать ответила: «Пренебрежение своими занятиями сродни разрезанию ткани, которую я только что ткала. Человек учится, чтобы создать себе репутацию и получить знания. Обладая знаниями, он может обрести покой и счастье дома и избежать множества неприятностей, когда он находится вдали от дома. Если ты будешь пренебрегать учебой, то не сможешь получить достойную профессию, и у тебя не будет средств для достойного существования. Это как ткачество для меня. Если я сдамся на полпути, как я смогу прокормить нашу семью?”
Чжан считала, что будь то мужчина или женщина, которые пренебрегают своим совершенствованием, станут изгоями общества, рабами, ворами, грабителями и предателями.