Яркие детали, четкий рисунок и многочисленные подробности – такая вариация на тему знаменитого сюжета принесла художнику заслуженную славу и приличные деньги.
В середине XIX века трагедия «Фауст» была на пике популярности, чему способствовала не только собственная слава романтика Гете, но и опера Шарля Гуно, премьера которой состоялась в марте 1859 года. Вскоре и Джеймс Тиссо (родившийся Жаком-Жозефом, но сменивший имя в пользу английского варианта) начал разрабатывать картины на нашумевший сюжет. Как и в случае с Гуно, история Фауста принесла Тиссо громкую славу.
В 1860-1861 годах на Парижском салоне Тиссо представил несколько картин на тему «Фауста», которые очень понравились публике. Вдохновением для художника послужили работы его старшего коллеги, бельгийца Анри Лейса, представлявшие детальную реконструкцию прошедших эпох. Вот, к примеру, одна из его картин:
В 1850-е Лейс тоже имел шумный успех во Франции, получил золотую медаль на Международной выставке в Париже. Умный Тиссо быстро смекнул, что может увлечь публику, и создал весьма схожий вариант исторической живописи, гладкой, эффектной, приятной глазу, да еще и добавил к этому популярный сюжет Гете. Некоторый критики, включая Теофиля Готье, упрекали художника в копировании работ Лейса, а вот посетители выставок были с ними в корне не согласны, репродукции работ Тиссо расходились как горячие пирожки.
Еще одна картина на этот сюжет - "Фауст и Маргарита в саду", следующий эпизод после "Встречи". Влюбленная пара сидит на скамейке и Маргарита гадает на ромашке: "Любит, не любит...". Фауст склонился к ней, а девушка поглощена своими мыслями. За кирпичной стеной открывается живописный вид на город, а эта пара существует в своем обособленном пространстве.
Тиссо создал четыре варианта сюжета «Маргарита в церкви». По сюжету покинутая Фаустом беременная Маргарита приходит в церковь в попытке найти утешение, но Мефистофель нашептывает ей, что вина ее столь велика и что душу уже не спасти. Маргарита чувствует себя грешной и одинокой.
В каждом из вариантов картины художник подчеркивает оставленность героини, она всегда находится вдалеке от прихожан, ее поза выражает скорбь и безнадежность.
Молитвенник упал на пол, руки опустились, Маргарита с грустью смотрит на безмятежных молящихся - семью с ребенком - такая жизнь для нее стала недостижимой.
Обратите внимание, как тщательно Тиссо выписывает архитектурные особенности церкви - еще до того как стать художником он всерьез интересовался готическими соборами, изучая историю построек, конструкцию и декор. Одежда героев, церковная утварь тоже предмет увлечения исторического живописца - Тиссо старался показать зрителю предметный мир Германии XVI века. Нельзя сказать, что художник был абсолютно точен в передаче исторических подробностей, но он старался как мог.
В этой картине героиня отделена от других людей перегородкой, она сидит возле распятия, но спиной к нему - художник очень наглядно передает сюжет трагедии и душевные страдания девушки.
Еще одна работа на эту тему выдержана в кроваво-красных тонах:
Есть еще вот такая версия - здесь также присутствует изображение Христа - но в данном случае используется сюжет "Снятие с креста". Это далеко не все работы Тиссо на тему "Фауста", есть еще ряд картин, но они находятся в частных коллекциях и известны лишь по упоминаниям в документах: "Маргарита у фонтана", "Маргарита на лестнице". Словом, Тиссо как мог тиражировал успешную серию, создавая все больше вариаций на полюбившиеся публике сюжеты.
За первую картину этой серии "Встреча Фауста и Маргариты" Тиссо получил внушительную сумму в 5 тысяч франков. Позже он продал три картины с изображением Маргариты ведущему парижскому арт-дилеру Адольфу Гупилю - так молодой художник начал зарабатывать состояние. На некоторые картины он заломил такие цены, что покупателей во Франции на них не нашлось, зато, к счастью для Тиссо, раскошелились англичане.
А как вам картины Тиссо?