В поисках новых сюжетов Клевер уехал в 1879 году на остров Нарген, виды которого были неизвестны русской публике. Клевер был увлечён суровой природой острова. Это было закономерно. Русские живописцы стремились передать многообразие ландшафтов своей обширной страны. Особое внимание привлекал к себе в 1850-60-х годах скалистый остров Валаам. Клевер же утвердил и разработал новую тему. Из поездки на Нарген (ныне Найссар, к сев.-западу от Таллина) он привёз пять картин и свой особый жанр пейзажа, которому остался верен навсегда.
Его работы произвели большое впечатление. "Девственный лес" приобрел П.М.Третьяков, "Остров Нарген" - великий князь Алексей Александрович, "Лес зимой" - Александр II.
Академия художеств присвоила Клеверу звание профессора за картину "Лесная глушь" (1880, Русский музей) и предоставила в своём здании квартиру и мастерскую.
️В 31 год художник достиг всего, что в ту эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. А сотни тысяч простых людей искренне полюбили их, зная по репродукциям в разных изданиях, например в "Ниве" - "журнале для семейного чтения".
К началу 1880-х Клевер вполне сложился как художник с оригинальным творческим лицом. Он много и внимательно работал с натуры. Пейзажные композиции художника пользовались большой известностью. В них узловатые стволы старых деревьев вздымались над болотом, осенними лужами или сугробами снега и очерчивались на фоне огненного заката. Контрасты ближнего и дальнего планов, эффекты красочных сочетаний, подчеркнутый рельеф форм первого плана, - все это обостряло интерес к картинам, заставляло изумляться ими. В полотнах Клевера находили нечто необычное, невиданное и волновавшее.
Его сильнейшим соперником был И.И.Шишкин, более правдивый и глубокий, но даже ему Клевер мог противопоставить индивидуальный характер своего дарования.
Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. В отличии от пейзажистов своей эпохи (кроме А.И.Куинджи) он ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура, - они часто играют большую роль в его картинах; рисунок ствола, ветвей или сучьев достигал у него подлинной остроты.
Но одновременно с удачными работами, связанными с натурой, он сочинял малоудачные, хотя и пользовавшиеся шумный успехом, например "Красная шапочка", 1884 (см. часть 1). Художник любил сказки и даже сочинял их для своих детей.
Его картины "Лесной царь" и "Красная шапочка" разошлись во множестве репродукций.
Легко дававшийся успех отрицательно сказался на творчестве Клевера, но не испортил его как человека. Начав привлекать помощников, он не скрывал их участия в своих работах, к ученикам относился с теплотой и всегда был готов поддержать их. Зарабатывал много, но беззаботно тратил деньги и раздавал их многочисленным приятелям, а то и незнакомым людям.
Клевер не образовал своей школы. Его дети - художники - пошли своими путями и стали известны независимо от отца. Старшая из них - Мария писала пейзажи и натюрморты, с любовью изображая цветы русских полей и садов. Юлий Клевер-сын стал мастером натюрморта. Младший сын Оскар был театральным художником, а его акварели то затейливые, то трогательно-простодушные, сочетающие сказочность и реальность, нашли убедительные воплощения сюжетов сказок Андерсона, Салтыкова-Щедрина и др.
Источник: статья из моего канала в Телеграм с дополнениями
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.